<< Домой  

 Выше >>

 

 

Инновационные подходы к развитию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования туристско-краеведческого профиля

Голованов В.П., д.п.н., проф., зав. лабораторией ИСВ РАО, научный руководитель эксп. площадки ИСВ РАО
Стрельникова С.А., зам. директора МосгорСЮТур

Теория и практика  дополнительного образования, 2010, № 9, стр. 35-36

 


Московская городская станция юных туристов в настоящее время функционирует в режиме развития, создавая и апробируя новые образовательные структуры, новые программы и технологии, активно включаясь в инновационную деятельность. При этом особое внимание уделяется работе с педагогическими кадрами, т.к. без хорошо подготовленного педагога дополнительного образования, организатора детского объединения туристского профиля, повышения результативности и качества деятельности МосгорСЮТур добиться невозможно.

В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Компетенции — опредмеченные в деятельности компетентности педагога, круг вопросов, в которых он хорошо осведомлен, круг полномочий и прав.

Таким образом, компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Мы рассматриваем знания, умения, способности и личностные качества педагога с позиции профессиональной компетентности.

В работе «Профессиональный стандарт педагогической деятельности» доктор психологических наук, профессор, академик РАО Шадриков В.Д., основываясь на европейских исследованиях, выделяет следующие профессиональные компетентности педагога:

• базовые (личностные, постановка целей и задач педагогической деятельности, мотивация учебной деятельности, организация учебной деятельности, информационная, разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений)

• специальные (формируются согласно уровню профессиональной подготовленности и специализации педагога).

Владение на высоком уровне базовыми и специальными компетентностями позволяет педагогу построить индивидуальный маршрут профессионального развития и стать конкурентоспособной личностью на рынке образовательных услуг.

В последние годы интерес педагогов к совершенствованию профессиональной деятельности растет. Появилось много работ, авторами которых являются Поташник М.М., Селевко Г.К., Ильенко Л.П., Кларин М.В. и др., в которых раскрываются различные аспекты развития профессиональной компетентности педагогов.

Однако высокий научно-теоретический потенциал не снимает трудности педагогов-практиков, испытывающих сложности в организации работы по развитию профессиональной компетентности педагогов, особенности в области дополнительного образования.

Этим определяется актуальность выбранной нами темы «Инновационные подходы к развитию профессиональной компетентности педагогов».

Цель исследовательской деятельности: Выявление актуальных направлений модернизации работы по развитию профессиональной компетентности педагога с учетом специфики создаваемых и внедряемых в МосгорСЮТур инноваций. Проведено психолого-педагогическое исследование профессиональной компетентности, в котором приняли участие педагоги МосгорСЮТур.

Результаты диагностики показывают, что педагоги испытывают затруднения:
• в области психолого-педагогической теории
• в области методики проведения учебных теоретических занятий.

Анализируя результаты диагностики, были определены следующие психологические барьеры, препятствующие инновационной деятельности:
• низкая самооценка
• отсутствие способностей оценить результат своей деятельности
• боязнь инноваций и ряд др.

Таким образом, был выявлен ряд противоречий:
• старый опыт — новый статус, неготовность педагогов МосгорСЮТур к осмыслению своего опыта, отбору инновационных форм содержания дополнительного туристско-краеведческого образования детей;
• старые представления о профессиональной деятельности и новые требования.

Вышеуказанные противоречия и проблемы потребовали поиска путей модернизации научно-методического обеспечения образовательного процесса, которое рассматривается как обогащение педагогов, методистов дидактическими, методическими знаниями, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики.

Таким образом, Программа исследовательской деятельности направлена на:
• обеспечение возможностей педагогами постоянно повышать профессиональное мастерство, удовлетворять свои образовательные потребности
• освоение эффективных педагогических технологий, позволяющих достигать положительных результатов профессиональной деятельности
• совершенствование индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Этапы реализации программы:
1 этап 2007-2008 гг. — режим вхождения в эксперимент
2 этап 2008-2009 гг. — определение научно-методической основы исследования, уточнение гипотезы.
3 этап 2009-2010 гг. — подведение итогов экспериментальной деятельности.

Мы уверены, что уже сегодня исследовательская деятельность помогла нам сконструировать адаптивную систему организации эффективной работы по развитию профессиональной компетентности педагогов центра.

Основные направлений повышения профессиональной деятельности:
• исследование, разработка и распространение инновационных идей через цикл лекций, обучающие семинары и практикумы;
• социальное взаимодействие через создание творческих объединений педагогов;
• организация помощи в решении педагогической проблемы путем проведения серии тренингов личностного роста;
• индивидуальная работа каждого педагога по повышению профессиональной компетентности;
• аттестация.

Реализация основных направлений повышения профессиональной деятельности осуществляется с учетом специфики и уровня подготовленности педагогических работников:
1 — начинающие (молодые специалисты)
2 — педагоги без категорий
3 — педагоги 2 кв. категории
4 — педагоги 1 и высшей кв. категории

Формы работы по повышению профессионального мастерства:
• Школа молодого специалиста
• Школа успеха (для педагогов без категорий)
• Педагогический клуб «Туристская тропа» (для педагогов 2 кв. категории)
• Школа управленцев (для педагогов 1 и высшей кв. категории, методистов, заведующих отделами)
• Методические объединения по специализации
• Информационные дни по заявкам отделов и методических объединений
• Фестиваль идей и достижений
• Научно-практические конференции
• Профессиональные конкурсы и смотры.

За время реализации программы МосгорСЮТур достиг следующих результатов:
• ежегодно проводятся региональные научно-практических конференции;
• ведется активная деятельность по разработке и внедрению инновационных образовательных программ и проектов дополнительного туристско-краеведческого образования детей;
• выпущены сборники материалов научно-практических конференций, контрольно-измерительных материалов, профессиональных конкурсов, диагностической программы изучения деятельности МосгорСЮТур, инновационных образовательных программ;
• активное участие педагогов в конкурсах различных уровней и рангов;
• ведется тьютерское сопровождение участников профессиональных конкурсов;
• премию мэрии Москвы.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа и система повышения профессиональной компетентности педагогов позволила нашему учреждению повысить качество образовательного процесса и стать конкурентоспособным на рынке образовательных услуг Москвы.


<<Домой   Выше >>

Используются технологии uCoz