<< Домой  

 Выше >>

 

 

Система туристско-краеведческой деятельности в школе

Константинов Ю.С., д.п.н., проф., Заслуженный учитель РФ, Заслуженный путешественник России

Теория и практика  дополнительного образования, 2010, № 9, стр. 49-52

 


Как завлечь коллег на педагогическую туристскую тропу? Как сделать школу туристской?

Над этими вопросами бьются многие — и администраторы, и рядовые учителя школ, и работники органов народного образования, и деятели учреждений дополнительного образования. В поисках истины энтузиасты школьного туризма часто употребляют термин - система туристско-краеведческой деятельности (ТКД) в школе. Как же выглядит, чем характеризуется система - этот «стройный ряд», это «целое, составляющее совокупность частей, связанных общей функцией»? Конкретно, объемно и полно нигде об этом не говорится, хотя нельзя работать, не разобравшись в главном.

Всякая система - стройный ряд частей, образующих целое, - характеризуется такими категориями:
1. функциональным назначением (целью);
2. содержанием и сущностью (из чего состоит, что есть главное в содержании);
3. качественно-количественной стороной;
4. саморазвитием (последовательностью, ступенчатостью, саморегулированием);
5. «площадью», на которую она распространяется (т.е. распространенностью, охватом объектов).

Целью создания системы туристско-краеведческой деятельности является создание условий для привлечения как можно большего количества учащихся к занятиям туризмом. А в чем ее сущность, каково содержание?

Содержание ТКД
Рассказывая о содержании ТКД в школе, мы понимаем, что в наше время, при том бедственном состоянии, в котором находится система образования, мы выглядим мечтателями, говоря о, казалось бы, несбыточном. Однако, ведь эта система в образовании существовала, пусть не в идеальном варианте, но она была. И почти каждый школьник советской школы в той или в иной форме принимал участие в походе, прогулке или экскурсии. И у нас глубокое убеждение, что система ТКД с годами возродится (конечно, с изменениями), т.к. этот вид деятельности полезен и нужен детям, педагогам, руководителям органов народного образования, родителям, обществу, он доказал свою жизненность. Помня об истине - «новое - это хорошо забытое старое», считаем необходимым рассказать о той системе, которая складывалась в течение многих десятилетий стараниями многих педагогов, работников внешкольных учреждений - энтузиастов детского туризма.

В своей работе мы будем опираться на Положение «Об организации туристской, краеведческой и экскурсионной работы в общеобразовательной школе», утвержденном еще приказом Министерства просвещения СССР № 190 от 15.10.85 г., т.к. этот документ, хотя и является образчиком командного стиля и силовых методов руководства, но в нем наиболее полно раскрыта комплексная форма педагогического воздействия, говорится о содержании и применении туристско-краеведческой деятельности во внеурочной деятельности. В пункте 1.3 дан перечень, состоящий из 18-и форм такой работы: экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, кружки, секции, клубы, викторины, конкурсы, слеты, соревнования, выставки, музеи и даже просто уроки с использованием краеведческих материалов по предметам школьной программы. Этот перечень можно дополнить еще и такими формами, как туристский лагерь (стационарный или передвижной), учебно-тренировочный сбор, семинары, консультации, игры, смотры готовности, Но и теперь его нельзя считать полным и окончательным: возможны, наверное, и еще какие-то формы, пока не рожденные практикой, но которые родятся в будущем.

Все эти разнообразные формы и составляют содержание туристско-краеведческой деятельности в школе. Их многообразие обеспечивает комплексный характер ТКД в обучении, воспитании, оздоровлении, социализации и профессиональной ориентации детей. Здесь заложены широкие возможности для всякой творческой детской самодеятельности — спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической.

Но не все части целого, составляющие в школе ТКД, равнозначны между собой, есть более важные, основные, а есть менее важные, вторичные, неспецифические. Мы выделим группу из шести элементов, наиболее важных: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. Именно они составляют костяк, основное ядро содержания ТКД в школе.

Можно предложить такую формулу туризма в школе, состоящую из этих основных элементов:

ТКД = 2 (П + Э + С),
где 2П — прогулки и походы,
2Э — экскурсии и экспедиции,
2С — слеты и соревнования.

Если совокупность всех внутренних элементов, составляющих предмет или явление, составляют его содержание, то сущность выражает самое главное, основное в предметах и явлениях.

Сущностью туристской работы, ее «главным звеном», тем зерном, без которого нет туризма, является поход. Вообще всякие походы во всем их собственном разнообразии: ближние и дальние, однодневные и многодневные, степенные и категорийные, пешеходные и лыжные, водные и горные, велосипедные и конные, самодеятельные и плановые и еще комбинированные. Без походов туризма нет и быть не может. Если кто-то думает, что вместо походов можно проводить экскурсии, что они вполне заменяют походы и дают тот же результат, то он глубоко заблуждается, Только поход, являясь самой комплексной формой туризма, включающей в себя и краеведение, и экскурсии (без экскурсий, наблюдений поход немыслим), позволяет одноразово достигать всех целей, которые ставятся в ТКД.

Если в школе проводится много экскурсий, поездок, ведутся краеведческие факультативы, реализуется краеведческий принцип преподавания основ наук, создаются выставки и даже есть собственный школьный музей — все это не делает туризм в школе фактом, а школу туристской. И музей, и подготовка значкистов, разрядников, инструкторов по туризму, и проведение слетов, соревнований, конкурсов - все это производное от походов, Можно, в конце концов, обойтись без музея, без слетов, без значков: будут походы - будет и туризм.

Качество и количество
Качественную сторону системы ТКД легко уяснить, определим, что такое бессистемность. Это, очевидно, — разрушенность целого, разрозненность его частей (рассыпанная нитка бус), т.е. такое состояние работы, когда реализуются лишь отдельные части ее, используется одна, две или три формы из множества и без продуктивной связи между ними.
Например, в школе проводятся походы и туристские соревнования, но нет краеведческой работы — экскурсий, экспедиций, выставок или музея. Или наоборот — идет поток по краеведческой теме, создается музей, проводятся конференции, но почти нет походов или они идут вне связи с краеведением, с поисковой тематикой. Такой отрыв краеведения от туризма, такая однобокая туристско-краеведческая работа — весьма распространенное явление в школах.

Приказ Минпроса СССР, перечислив 18 форм ТКД, определяет этот перечень как «Систему обязательных взаимосвязанных форм организации ТКД с учащимися…». Нам кажется, что так жестко ставить условия не следует. Неужели при отсутствии хотя бы одной из 18 форм система рухнет? Это слишком однозначный подход. К понятию системы ТКД надо подходить диалектически, учитывая, что она должна развиваться от нуля до предельного значения, проходя несколько стадий своего развития. Итак, мы выяснили качественную сторону содержания туристско-краеведческой деятельности, теперь надо разобраться в количественной стороне дела.

Какое же количество туризма требуется школе?
Этот вопрос мы рассмотрим в отношении доминанты ТКД, так как все остальное — производное от походов. Кстати, и в Приказе № 190 дается только количество походов, а по отношению к экскурсиям, экспедициям, значкистам и т.д. оно никак не определяется. В Приказе записана мягкая лозунговая рекомендация — «Шире использовать туризм, краеведение, экскурсии в учебно-воспитательном процессе... Регулярно проводить походы и экскурсии».

Но какова должна быть регулярность? Общее количество проведенных школой за учебный год туристских походов не определяет полностью уровень развития детского туризма в школе. Нет такой прямой пропорциональной зависимости: чем больше походов, тем выше уровень. Если, например, в школе много походов, но все они одно—двухдневные, нет ни степенных, ни категорийных, то говорить о высоком уровне туризма в этой школе не приходится. Кстати, такие показатели - верный признак отсутствия в школе кружковой формы туристской работы. Здесь школьники лишены перспективы, они из года в год ходят только в маленькие походы, их мастерство, их туристский опыт не растет, их краеведческий горизонт не расширяется, их туристские интересы искусственно урезаны. В такой школе нет динамики в развитии ТКД.

Часто наблюдается и обратная картина, когда в школе проводятся разные по сложности походы и их довольно много, но и эта картина не раскрывает полностью уровень развития туризма в школе, ибо в таких показателях замаскирована обычная ситуация: один-два молодых учителя интенсивно ходят в походы со своими классами (или кружками) чуть ли не каждое воскресенье, а больше в походы никто не ходит. Фактически, в такой школе в туристскую деятельность вовлечены лишь 30—40 учащихся, и она, показывая за год около 50-и походов разной сложности, выглядит на фоне других школ, где и этого нет, как передовая, эталонная. Но охват туризмом учащихся в пределах 5% — это не система ТКД. Ясно, что в школе развита кружковая форма туристской работы и почти отсутствует массовая туристская работа.

Главное в определении количественной стороны дела: нужен комплекс — количество, разнообразие и охват детей походами. Чем шире охват походами, тем выше уровень системы ТКД. И все директивные документы призывали к этому — к 100%-му охвату школьников туристской работой. Разнообразной и регулярной.

Туризм нужен каждому ребенку, но в разной степени, по разной норме. В этом проявляется смысл деления школьного туризма на две ветви, на два рубежа — массовый и любительский. И обе ветви нужны школе:

- «малыйтуризм» — для большого числа учащихся,
- «большой туризм» — для малого числа учащихся.

Необходим баланс массового и кружкового туризма. Оба направления тесно взаимосвязаны, дополняют и взаимообеспечивают друг друга: массовые однодневные походы, прогулки и экскурсии питают кружковую работу, а квалифицированный актив юных путешественников и краеведов — воспитанники кружков — очень нужен для развития и укрепления массовой туристской работы.

Народная мудрость гласит: все хорошо в меру. Автор далек от мысли, что нужна и возможна такая школа, где все учащиеся все свое свободное время посвящали бы только туризму и краеведению, где туризм и краеведение были бы для ребят главным и единственным увлечением. И никакими приказами такой всеобщий, обязательный тотальный туризм вводить не следует: не может быть в школе всеобщей «туристской повинности», как не может быть ей навязан в приказном порядке ни всеобщий авиамоделизм, ни повальное кролиководство, ни даже стопроцентный охват детей хоровым пением, Нереально все это.

Чтобы прийти к истине, надо идти от детей, от их интересов, увлечений, склонностей, А они очень разные: у этого футбол, у того марки, у кого-то вокально-инструментальный ансамбль, а у другого танцы, Надо разобраться, каково реальное отношение реальных школьников к туризму, кому он люб и в какой мере. И тут мы легко обнаружим четыре группы отношений:

Группа Участие в походах Отношение (мотивы, причины)
1 Почти никогда не участвует Равнодушен к туризму, имеет другие увлечения. Однажды сходил — отбили охоту. Боится походов, испытывает неприязнь к спортивным походам. Не разрешают родители. Не позволяет здоровье
2 Участвует редко Участвует по требованию учителя, подчиняется приказу, общей воле класса. Участвует из «стадных» побуждений. Идет в поход без интереса, имеет другие увлечения
3 Участвует часто Участвует с удовольствием, но интересуется лишь внешней стороной дела — романтикой, приключениями. Родители даже поощряют (бывал в походах с родителями, родственниками). Глубокого, творческого интереса к туризму не имеет. Его «завтрашняя радость» лежит не в этой области
4 Почти всегда участвует Туризм — главное увлечение. В нем видит жизненный интерес, мечтает о разрядах, о звании мастера спорта, мечтает стать ученым-путешественником, открывателем. В туризме находит свое «лицо»: в походах самый авторитетный член группы. В классе может быть отстающим, в походе — ведущий.

Как только в классе проведены первые однодневные походы, сразу происходит поляризация, пока еще неустойчивая, отношения детей к туризму, выявляются все четыре группы отношений. Впрочем, первая еще и до похода обнаруживает себя.

Поэтому, чтобы конкретно решить вопрос о количестве туризма в школе, надо пронаблюдать интересы ребят, узнать их. «Производство» туризма в школе должно быть сбалансировано с его «потреблением», точнее — с потребностями учащихся. Но следует помнить, что с повышением уровня ТКД у детей возрастает и потребность в туризме — аппетит приходит во время еды. Ведь интересы детей тоже не стоят на месте, они бурно развиваются: кому-то все еще мало, а кому-то уже достаточно. Предел насыщения потребностей в туризме надо уметь угадывать на ходу и планировать работу адекватно уровню сегодняшних интересов детей, чуть превосходя его.

Сразу надо четко разграничить рубежи — общий для всех (массовый) туризм и туризм любительский (кружковой). Не зря в приказе Минпроса СССР после рекомендации «шире использовать туризм...», давалось и четкое требование: «...создать в каждой неполной средней и средней школе кружки туристского актива». Это понимается как желательность походов и экскурсий в каждом классе для всех, и обязательность походов для кружков, для ребят, проявивших повышенный интерес к туризму. Если это не учесть, очень скоро в школе может появиться неконтролируемый самовольный туризм школьников.

Соответственно Положению о ТКР в общеобразовательной школе количественные параметры доминанты школьного туризма выгладят следующим образом:

Классы Количество походов (не менее)
однодневных двух дневных
4 2 -
5 2 1
6 2 1
7 3 1
8 3 1
9 3 1
10 3 1
11 3 1
Итого 21 7

То есть 35 дней и 7 ночей в походах за все учебные годы.

Объем, можно сказать, совсем небольшой: по 2—3 похода в 4-х — 6-х классах — вполне приемлемая норма. Но можно ли при этом сказать, что походы будут проводиться в регулярном режиме? Нет, точнее будет сказать, что они будут проводиться от случая к случаю, спорадически.

Но ведь и такое небольшое количество походов для многих школ лежит пока за пределами возможного. Для подавляющего большинства школ такой «госзаказ» на массовый туризм невыполним. Впрочем, сейчас разговор не о возможностях школы выполнить предлагаемую ранее государственную норму туристско-краеведческой работы. Проблема в другом — в том, что сама эта норма (система ТКД), как мы уже отмечали, недиалектична. Она дана в статическом виде, одним единственным, одинаковым для всех и во все времена рубежом. А в жизни так не бывает. Должна быть стадийность, «лесенка» уровней развития туризма в школе.

И хотя везде в Положении имеется оговорка — «не менее» (значит, предполагается и больший объем работы, чем обозначенный), в нем не намечены конкретные параметры разных уровней развития туризма: низкий, средний, высокий, наивысший. А такая дифференцированность нужна.

Развитие системы ТКД
В природе нет ни одного предмета или явления, которые находились бы в состоянии покоя, все находится в развитии. И всякая система, в том числе и система работы, должна развиваться, быть динамичной, иначе она постепенно мертвеет. Но раз речь идет о развитии, то, естественно, предполагать какие-то этапы, уровни, ступени развития.

Что за ступени? Сколько их? На эти вопросы педагогическая наука пока ответа не дает: но по логике (и по традиции) можно качественно-количественную сторону системы ТКД разделить на три уровня: нулевое, неполное и полное использование форм и видов работы. Четкие границы этих трех уровней определить, конечно, трудно.

Для системы туристской работы важно ее постоянное развитие, качественное и количественное совершенствование. Система ТКД — это не что-то раз и навсегда заданное, одномерное, не некий горный перевал, перейдя который мы достигаем конечной цели и на этом маршрут окончен. Нет, система — это траверс через цепь вершин, это движение вперед, это постоянное обновление. Конкретные характеристики ее стадий развития могут меняться, но остановки движения не должно быть.

Всемерно надо развивать внешние связи школьного туризма с самыми различными учреждениями и организациями: с домами детского творчества, станцией юных туристов, с музеями, различными обществами, редакциями газет, туристскими клубами, секциями туризма предприятий и учебных заведений, с методкабинетом, лесхозом и лесничествами, отделом культуры, здравоохранения, опытными краеведами, с соседними школами и т.д. Все эти контакты, хотя они и требуют немало хлопот от организаторов, необходимы для успешного развития ТКД.


<<Домой   Выше >>

Используются технологии uCoz