|
Модернизация региональной модели детско-юношеского туризма в системе столичного образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Слесарева Л.П., директор ГОУ Московская городская станция юных туристов, дважды Лауреат гранта Правительства Москвы, Лауреат X Московского конкурса «Женщина—директор года», к.п.н., доцент, Заслуженный учитель РФ Теория и практика дополнительного образования, 2010, № 9, стр. 3-7 |
Современное образование становится активным участником процесса становления
нового мирового сообщества и связанного с ним развития личности — субъекта
сообщества людей, живущих на одной Земле.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и
значение сферы дополнительного образования детей, способствующей развитию
склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному
самоопределению подрастающего поколения.
В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» спектр
приоритетов развития российской системы образования соотносится с общемировыми
тенденциями.
Для определения приоритетных векторов развития и модернизации детско-юношеского
туризма в системе столичного образования, направленных на реализацию
национальной образовательной инициативы, необходимо зафиксировать его состояние
на отправной точке сегодняшнего дня.
С момента принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.),
который повысил социально-педагогическую и социокультурную значимость
дополнительного образования детей, являющегося весомой составляющей в
формировании образовательной структуры современного общества в Российской
Федерации, связанного с освоением новых образовательных пространств,
детско-юношеский туризм пережил свое новое рождение. Сегодня он выступает в виде
особого уникального социального института, обладающего мощным образовательным
потенциалом. Детско-юношеский туризм социально востребован и рассматривается как
уникально-универсальная педагогическая система, органично сочетающая в себе
одновременный процесс воспитания, обучения и развития личности подростка.
Детско-юношеский туризм практико-ориентирован, что придаёт ему значимую
ценность, он имеет особые технологии, особенные образовательные методики, но
прежде всего, он способен быстро и мобильно реагировать на изменения в
социальной среде, на разнообразие потребностей и мотивов социума, а также на
способности и возможности детей, подростков и молодёжи.
Детско-юношеский туризм в системе столичного образования активно развивался в
период становления дополнительного образования детей в стране и к 2002 году стал
иметь чёткую структуру, которая объединила тех, кто занимается спортивным и
оздоровительным туризмом, краеведческими исследованиями и экспедиционным
туризмом, музейным делом, спортивным ориентированием, военно-историческим
поиском, авторской (бардовской) песней.
Московская региональная модель детско-юношеского туризма (ДЮТ) несколько
отличается от общепринятой в Российской Федерации. Наша модель формировалась с
учётом социального заказа и была направлена на максимальное удовлетворение
потребностей и интересов учащихся средствами туризма и краеведения. Развитие
нашей модели основывалось на принципе демократического консерватизма, т.е.
ничего не разрушалось «до основания», как было многое разрушено в стране за годы
перестройки, а наоборот - сохранялись лучшие традиции и вводились новые формы и
виды деятельности. В результате юные москвичи получили возможность заниматься не
только пешеходным, но и водным, горным, лыжным, экспедиционным туризмом.
Музейное краеведение перешло на качественно новый уровень своего развития и
сегодня в системе Департамента образования города Москвы активно действуют более
1500 музеев образовательных учреждений, которые каждые пять лет проходят
перерегистрацию, что способствует сохранению музейной сети наяву, а не на
бумаге, как это бывало раньше. Юные музейщики-краеведы имеют возможность
демонстрировать результаты своей деятельности на ежегодных конкурсах и смотрах.
Истоком военно-исторического поиска стал детско-юношеский туризм, и, несмотря на
то, что в 2008 году поиску исполнилось 20 лет как самостоятельному виду
деятельности, в системе московского образования военно-исторический поиск
по-прежнему находится в лоно ДЮТ. Актуальность поисковых объединений очевидна не
только по тому, что они являются действенным средством
гражданско-патриотического воспитания и противостоят «чёрным копателям». Главное
в том, что юноши, прошедшие школу военно-исторического поиска, не боятся армии,
идут служить с желанием, а после армии многие из них находят применение своим
знаниям и умениям в правоохранительных органах и силовых ведомствах.
По мере того как создавалась региональную модель детско-юношеского туризма и
определялись векторные направления его развития, шло осмысление происходящих
процессов. В «сухом остатке» появились определения таких явлений, как
детско-юношеский туризм и дополнительное туристско—краеведческое образование
детей (ДТКОД), а также были получены ответы на такие вопросы, как: в чём отличие
дополнительного туристско-краеведческого образования детей от
туристско-краеведческой деятельности (ТКД)? В чём отличие ДТКОД от
туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования
детей?
Сегодня детско-юношеский туризм в системе столичного образования стал массовым
движением подрастающего поколения и их родителей, а также педагогической
общественности, с целью познания окружающего мира и самих себя средствами
туризма и краеведения.
Рассматривая детско-юношеский туризм как педагогическую систему, следует
отметить, что равнозначными его составляющими являются дополнительное
туристско-краеведческое образование детей и туристско-краеведческая
деятельность. При этом, если дополнительное туристско-краеведческое образование
находится в стадии становления, то туристско-краеведческая деятельность
характеризуется как явление со сложившимися традициями и определенными формами
её реализации, которые постоянно дополняются и обновляются.
Дополнительное туристско-краеведческое образование детей — это совокупность
знаний, умений, навыков, а также педагогически организованной социализации,
осуществляемых в интересах личности и общества в процессе занятий туризмом и
краеведением в сфере дополнительного образования детей, являющегося комплексным
средством формирования личности и развития подрастающего поколения в активном
познании себя и окружающей действительности.
Отличие дополнительного туристско-краеведческого образования от
туристско-краеведческой деятельности заключается в том, что
туристско-краеведческая деятельность предполагает разовое, единичное участие
субъекта в детско-юношеском туризме. В то время как туристско-краеведческое
образование детей, в отличие от туристско-краеведческой деятельности,
обеспечивает системное получение разнонаправленных знаний в сфере туризма и
краеведения, а также развитие личности в непрерывном процессе её участия в
детско-юношеском туризме. При этом необходимо обратить внимание на основной
отличительный признак этих понятий — для реализации туристско-краеведческой
деятельности не требуется лицензии на образовательную деятельность, и ею могут
заниматься любые учреждения, общественные организации и частные лица.
Вышеназванные аспекты характеризуют детско—юношеский туризм как самодостаточный
вид деятельности, который, с одной стороны, может интегрировать в себе
расширенный формат знаний по многим предметам общеобразовательных учреждений и
элементы образовательных программ десяти направлений дополнительного образования
детей. С другой стороны, детско-юношеский туризм может быть интегрирован в
«блочно-модульном» формате в образовательный процесс всех десяти направлений в
системе дополнительного образования детей, а при правильной педагогической
инструментовке и в программы общеобразовательных учреждений, обеспечивая тем
самым реализацию туристско-краеведческой направленности дополнительного
образования детей.
Одной из сильных сторон дополнительного туристско-краеведческого образования
является возможность органично реализовывать межпредметные связи в
образовательном процессе, закрепляя на практике пройденный материал на уроках в
школе, с одной стороны, а с другой, расширяя объём знаний в ходе совершаемых
путешествий.
Видовое многообразие форм деятельности в детско-юношеском туризме представлено:
• оздоровительно — познавательными прогулками в природу;
• познавательными и учебными экскурсиями;
• туристскими прогулками;
• спортивно-оздоровительными походами выходного дня;
• образовательными туристскими поездками;
• спортивными походами и путешествиями;
• туристско-поисковыми экспедициями;
• туристскими слётами и туристско-спортивными первенствами;
• соревнованиями по спортивному ориентированию;
• краеведческими выставками и конференциями;
• туристскими вечерами;
• смотрами и конкурсами;
• концертами авторской (бардовской) песни;
• олимпиадами по краеведению, в том числе по москвоведению;
• презентациями исследовательских работ и др.
Многообразие форм делает детско-юношеский туризм более привлекательным и
доступным для детей разного возраста и с разной физической подготовкой, в том
числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
При этом детско-юношеский туризм становится всё более востребованным при
организации культурно-досуговой и досугово-образовательной деятельности в
учреждениях разного типа и вида системы московского образования.
Дополнительное туристско-краеведческое образование детей как качественно новое
явление в детско-юношеском туризме потребовало обновления программного
обеспечения образовательного процесса.
При анализе построения таких программ видно, что содержание формируется на
основе комплексного подхода в подборе материалов, с привлечением их из таких
областей знаний, как: география, история, литература, философия, этнография,
мифология, фольклор, музыка, искусство и др., что свидетельствует об
интегрированном характере программ. При этом авторы всё чаще обращаются к
традиционным ценностям культуры, таким общечеловеческим, основополагающим
понятиям, как любовь, совесть, добросердечность, милосердие и др.
Краткий анализ содержания программ позволяет сделать вывод о значительных
изменениях, происшедших в дополнительном туристско-краеведческом образовании
детей. Современные программы стали ориентироваться на новые образовательные
сферы — культорологию, психологию, экологию и др. При этом их создатели
учитывают личностные интересы обучающихся, их потребность в саморазвитии и
самореализации, способствуют их творческой и познавательной активности.
Отсутствие идеологического пресса, позволяет выходить за рамки определенных
воспитательных направлений и обращаться к вечным духовно-нравственным ценностям,
накопленных человечеством.
Основным принципом построения программ дополнительного туристско-краеведческого
образования детей является — опора на гуманитарный и культурологический
фундамент, а также:
• формирование у обучающихся целостного восприятия мира;
• обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются
личностно значимыми для детей определённого возраста;
• активизация познавательных интересов личности, её креативности, с опорой на
содержание основного образования.
Образовательные программы нового поколения в содержательном плане стали более
наполненными, многогранными, интегрированными, позволяющими объединить
гуманитарное и естественнонаучное знание, что помогает преодолевать «разорванность»
образовательного процесса, создавая единое образовательное пространство, и
помогает уйти от воспитания «по направлениям», поставив в центр педагогической
деятельности проблемы формирования личности.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» провозглашено, что:
«Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено
так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей,
умело реагировать на разные жизненные ситуации». Нам кажется, что использование
в педагогической практике форм и методов детско-юношеского туризма в полной мере
будет способствовать эффективному решению поставленных задач.
Национальная образовательная инициатива определяет 5 приоритетных направлений
развития Российской школы.
1. Переход к новым образовательным стандартам.
2. Развитие учительского потенциала.
3. Создание эффективной системы выявления и поддержки талантливой молодёжи
4. Современная школьная инфраструктура.
5. Здоровье школьников.
В соответствии с обозначенными приоритетами важно наметить векторы развития и
модернизации региональной системы детско-юношеского туризма, а также определить
конкретные задачи, которые предстоит решить в среднесрочной перспективе с учётом
ситуации сегодняшнего дня. Остановимся на каждом из направлений более подробно.
1. Переход к новым образовательным стандартам.
«В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая
формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый
стандарт предусматривает внеаудиторную занятость — кружки, спортивные секции,
различного рода творческие занятия.
Результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и
умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его
единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в
результате объединения усилий учителей разных предметов».
Образовательный потенциал детско-юношеского туризма многогранен, безграничен и
при правильной педагогической инструментовке неисчерпаем.
Ценность детско-юношеского туризма заключается в его универсальности, когда
одновременно решаются образовательные и воспитательные задачи через познание
своей Родины. Основная цель детско-юношеского туризма: вырастить гражданина,
воспитать патриота!
Дополнительное туристско-краеведческое образование детей, как и
туристско-краеведческая деятельность, сочетают в себе принципы коллективизма и
личной самостоятельности и ответственности, когда осуществляется
самообслуживание, самовыражение, самоактуализация, самообучение, саморазвитие,
самоопределение, самореализация личности, а успех общего дела складывается из
достижений каждого, что в совокупности в значительной степени повышает
социальную значимость детско-юношеского туризма как педагогической системы.
Дополнительное туристско-краеведческое образование наиболее актуально в условиях
урбанизации и глобализации общества, как эффективное средство борьбы с
гиподинамией, так как позволяет сократить время пребывания обучающихся за
партой, не сокращая при этом объёма знаний получаемых в общеобразовательных
учреждениях, при организации комплексных занятий вне стен учебного заведения.
Главное — вернуть детско-юношеский туризм в лоно общеобразовательных учреждений
(школ, лицеев, гимназий) сначала в форме комплексных занятий вне их стен, а
затем и походов, но, как уже сейчас ясно, при особых
организационно-педагогических условиях. Прежде всего: подготовка образовательных
маршрутов в природной среде, с их описанием и подготовкой методических
рекомендаций по реализации и проведению комплексных занятий вне стен учебного
заведения в помощь учителям-предметникам и администрации образовательных
учреждений. Для каждой возрастной категории обучающихся необходимо разработать
обязательный туристский минимум (образовательный стандарт). После сдачи
турминимума учащийся сможет участвовать в туристско-краеведческих мероприятиях.
2. Совершенствование учительского корпуса
Особенностью дополнительного туристско-краеведческого образования детей является
жесткая регламентация проведения практических занятий на местности и массовых
туристско-краеведческих мероприятий. В связи с чем, при туристской подготовке
педагогических кадров и на курсах повышения квалификации особое место отводится
вопросам обучения управлению рисками в детско-юношеском туризме.
Управление рисками в детско-юношеском туризме — это системная деятельность,
предусматривающая нормативно-правовую регламентацию организации и проведения
различных мероприятий в сфере детско-юношеского туризма; периодическую
подготовку и переподготовку руководителей туристско-спортивных походных и
экскурсионно-краеведческих групп, а также обязательное ознакомление участников
этих групп с правилами обеспечения безопасности при проведении
туристско-экскурсионных мероприятий и неукоснительное выполнение названных
требований всеми участниками образовательного процесса.
Детско-юношеский туризм имеет свою специфику и требует закрепления на практике
теоретических знаний, полученных педагогами на курсах повышения квалификации.
Проведение учебно-тренировочных походов повышения квалификации педагогических
работников - это среднесрочная задача, которая требует своего решения.
Также необходимо разработать Единые требования к оформлению пакета документов на
подготовку и проведение различные выездных туристско-краеведческих и
экскурсионных мероприятий и обеспечить инструктивно-методическое сопровождение
при применении их на местах.
Регулярно проводить региональный смотр - конкурс на лучшую организацию
дополнительного туристско-краеведческого образования детей в учебных округах и
городских образовательных учреждениях с целью определения лучших педагогов,
активно использующих в своей практической деятельности формы детско-юношеского
туризма.
3. Развитие системы поддержки талантливых детей
«Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику
дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных
достижений обучающихся при приеме в вузы».
Ежегодно по итогам участия в городских и всероссийских конкурсах, фестивалях и
конференциях в сфере детско-юношеского туризма до десяти обучающихся получают
Гранты. Ведутся портфолио воспитанников учреждения. Вместе с тем практика
показывает, что успех воспитанника зависит от компетентности педагога, В связи с
чем, необходимо продолжить систематическое проведение методических объединений и
круглых столов.
4. Изменение школьной инфраструктуры
«Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации,
насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни».
В данном вопросе актуальным будет составить обновлённый Перечень туристского
оборудования, рекомендуемый общеобразовательным учреждениям и колледжам для
эффективного использования форм детско-юношеского туризма в досуговой и
образовательной деятельности учреждений.
Видимо следует более активно пропагандировать возможности загородной базы ГОУ
Московская городская станция юных туристов и турграда для начинающих,
обустроенного на территории названного городского учреждения.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
«Именно индивидуальный подход предполагает использование современных
образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут
у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных
особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в
форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников».
О возможности снижения аудиторной нагрузке при интегрировании форм
детско-юношеского туризма в образовательный процесс общеобразовательных
учреждений мы говорили выше. Требует своего решения вопрос комплектования
походных аптечек с учетом продолжительности и сложности путешествий,
экскурсионных и выездных многодневных мероприятий.
В заключении ещё раз хочется подчеркнуть, что движение детско-юношеского туризма
в системе столичного образования, накануне своего 75-летия, является важным
средством воспитания, реализующим основные педагогические принципы,
способствующие развитию социально активной, образованной, нравственно и
физически здоровой личности, адекватно реагирующей на изменение общественной
жизни.
Детско-юношеский туризм выстраивает тот каркас, который позволяет осуществлять
его во благо личности, для её всестороннего, физического и духовного развития.