<< Домой  

 Выше >>

 

 

Модернизация региональной модели детско-юношеского туризма в системе столичного образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Слесарева Л.П., директор ГОУ Московская городская станция юных туристов, дважды Лауреат гранта Правительства Москвы, Лауреат X Московского конкурса «Женщина—директор года», к.п.н., доцент, Заслуженный учитель РФ

Теория и практика  дополнительного образования, 2010, № 9, стр. 3-7

 



Современное образование становится активным участником процесса становления нового мирового сообщества и связанного с ним развития личности — субъекта сообщества людей, живущих на одной Земле.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение сферы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.

В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» спектр приоритетов развития российской системы образования соотносится с общемировыми тенденциями.

Для определения приоритетных векторов развития и модернизации детско-юношеского туризма в системе столичного образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы, необходимо зафиксировать его состояние на отправной точке сегодняшнего дня.

С момента принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), который повысил социально-педагогическую и социокультурную значимость дополнительного образования детей, являющегося весомой составляющей в формировании образовательной структуры современного общества в Российской Федерации, связанного с освоением новых образовательных пространств, детско-юношеский туризм пережил свое новое рождение. Сегодня он выступает в виде особого уникального социального института, обладающего мощным образовательным потенциалом. Детско-юношеский туризм социально востребован и рассматривается как уникально-универсальная педагогическая система, органично сочетающая в себе одновременный процесс воспитания, обучения и развития личности подростка. Детско-юношеский туризм практико-ориентирован, что придаёт ему значимую ценность, он имеет особые технологии, особенные образовательные методики, но прежде всего, он способен быстро и мобильно реагировать на изменения в социальной среде, на разнообразие потребностей и мотивов социума, а также на способности и возможности детей, подростков и молодёжи.

Детско-юношеский туризм в системе столичного образования активно развивался в период становления дополнительного образования детей в стране и к 2002 году стал иметь чёткую структуру, которая объединила тех, кто занимается спортивным и оздоровительным туризмом, краеведческими исследованиями и экспедиционным туризмом, музейным делом, спортивным ориентированием, военно-историческим поиском, авторской (бардовской) песней.

Московская региональная модель детско-юношеского туризма (ДЮТ) несколько отличается от общепринятой в Российской Федерации. Наша модель формировалась с учётом социального заказа и была направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов учащихся средствами туризма и краеведения. Развитие нашей модели основывалось на принципе демократического консерватизма, т.е. ничего не разрушалось «до основания», как было многое разрушено в стране за годы перестройки, а наоборот - сохранялись лучшие традиции и вводились новые формы и виды деятельности. В результате юные москвичи получили возможность заниматься не только пешеходным, но и водным, горным, лыжным, экспедиционным туризмом.

Музейное краеведение перешло на качественно новый уровень своего развития и сегодня в системе Департамента образования города Москвы активно действуют более 1500 музеев образовательных учреждений, которые каждые пять лет проходят перерегистрацию, что способствует сохранению музейной сети наяву, а не на бумаге, как это бывало раньше. Юные музейщики-краеведы имеют возможность демонстрировать результаты своей деятельности на ежегодных конкурсах и смотрах.

Истоком военно-исторического поиска стал детско-юношеский туризм, и, несмотря на то, что в 2008 году поиску исполнилось 20 лет как самостоятельному виду деятельности, в системе московского образования военно-исторический поиск по-прежнему находится в лоно ДЮТ. Актуальность поисковых объединений очевидна не только по тому, что они являются действенным средством гражданско-патриотического воспитания и противостоят «чёрным копателям». Главное в том, что юноши, прошедшие школу военно-исторического поиска, не боятся армии, идут служить с желанием, а после армии многие из них находят применение своим знаниям и умениям в правоохранительных органах и силовых ведомствах.

По мере того как создавалась региональную модель детско-юношеского туризма и определялись векторные направления его развития, шло осмысление происходящих процессов. В «сухом остатке» появились определения таких явлений, как детско-юношеский туризм и дополнительное туристско—краеведческое образование детей (ДТКОД), а также были получены ответы на такие вопросы, как: в чём отличие дополнительного туристско-краеведческого образования детей от туристско-краеведческой деятельности (ТКД)? В чём отличие ДТКОД от туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования детей?

Сегодня детско-юношеский туризм в системе столичного образования стал массовым движением подрастающего поколения и их родителей, а также педагогической общественности, с целью познания окружающего мира и самих себя средствами туризма и краеведения.

Рассматривая детско-юношеский туризм как педагогическую систему, следует отметить, что равнозначными его составляющими являются дополнительное туристско-краеведческое образование детей и туристско-краеведческая деятельность. При этом, если дополнительное туристско-краеведческое образование находится в стадии становления, то туристско-краеведческая деятельность характеризуется как явление со сложившимися традициями и определенными формами её реализации, которые постоянно дополняются и обновляются.

Дополнительное туристско-краеведческое образование детей — это совокупность знаний, умений, навыков, а также педагогически организованной социализации, осуществляемых в интересах личности и общества в процессе занятий туризмом и краеведением в сфере дополнительного образования детей, являющегося комплексным средством формирования личности и развития подрастающего поколения в активном познании себя и окружающей действительности.

Отличие дополнительного туристско-краеведческого образования от туристско-краеведческой деятельности заключается в том, что туристско-краеведческая деятельность предполагает разовое, единичное участие субъекта в детско-юношеском туризме. В то время как туристско-краеведческое образование детей, в отличие от туристско-краеведческой деятельности, обеспечивает системное получение разнонаправленных знаний в сфере туризма и краеведения, а также развитие личности в непрерывном процессе её участия в детско-юношеском туризме. При этом необходимо обратить внимание на основной отличительный признак этих понятий — для реализации туристско-краеведческой деятельности не требуется лицензии на образовательную деятельность, и ею могут заниматься любые учреждения, общественные организации и частные лица.

Вышеназванные аспекты характеризуют детско—юношеский туризм как самодостаточный вид деятельности, который, с одной стороны, может интегрировать в себе расширенный формат знаний по многим предметам общеобразовательных учреждений и элементы образовательных программ десяти направлений дополнительного образования детей. С другой стороны, детско-юношеский туризм может быть интегрирован в «блочно-модульном» формате в образовательный процесс всех десяти направлений в системе дополнительного образования детей, а при правильной педагогической инструментовке и в программы общеобразовательных учреждений, обеспечивая тем самым реализацию туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей.

Одной из сильных сторон дополнительного туристско-краеведческого образования является возможность органично реализовывать межпредметные связи в образовательном процессе, закрепляя на практике пройденный материал на уроках в школе, с одной стороны, а с другой, расширяя объём знаний в ходе совершаемых путешествий.

Видовое многообразие форм деятельности в детско-юношеском туризме представлено:
• оздоровительно — познавательными прогулками в природу;
• познавательными и учебными экскурсиями;
• туристскими прогулками;
• спортивно-оздоровительными походами выходного дня;
• образовательными туристскими поездками;
• спортивными походами и путешествиями;
• туристско-поисковыми экспедициями;
• туристскими слётами и туристско-спортивными первенствами;
• соревнованиями по спортивному ориентированию;
• краеведческими выставками и конференциями;
• туристскими вечерами;
• смотрами и конкурсами;
• концертами авторской (бардовской) песни;
• олимпиадами по краеведению, в том числе по москвоведению;
• презентациями исследовательских работ и др.

Многообразие форм делает детско-юношеский туризм более привлекательным и доступным для детей разного возраста и с разной физической подготовкой, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

При этом детско-юношеский туризм становится всё более востребованным при организации культурно-досуговой и досугово-образовательной деятельности в учреждениях разного типа и вида системы московского образования.

Дополнительное туристско-краеведческое образование детей как качественно новое явление в детско-юношеском туризме потребовало обновления программного обеспечения образовательного процесса.

При анализе построения таких программ видно, что содержание формируется на основе комплексного подхода в подборе материалов, с привлечением их из таких областей знаний, как: география, история, литература, философия, этнография, мифология, фольклор, музыка, искусство и др., что свидетельствует об интегрированном характере программ. При этом авторы всё чаще обращаются к традиционным ценностям культуры, таким общечеловеческим, основополагающим понятиям, как любовь, совесть, добросердечность, милосердие и др.


Краткий анализ содержания программ позволяет сделать вывод о значительных изменениях, происшедших в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей. Современные программы стали ориентироваться на новые образовательные сферы — культорологию, психологию, экологию и др. При этом их создатели учитывают личностные интересы обучающихся, их потребность в саморазвитии и самореализации, способствуют их творческой и познавательной активности. Отсутствие идеологического пресса, позволяет выходить за рамки определенных воспитательных направлений и обращаться к вечным духовно-нравственным ценностям, накопленных человечеством.

Основным принципом построения программ дополнительного туристско-краеведческого образования детей является — опора на гуманитарный и культурологический фундамент, а также:
• формирование у обучающихся целостного восприятия мира;
• обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей определённого возраста;
• активизация познавательных интересов личности, её креативности, с опорой на содержание основного образования.

Образовательные программы нового поколения в содержательном плане стали более наполненными, многогранными, интегрированными, позволяющими объединить гуманитарное и естественнонаучное знание, что помогает преодолевать «разорванность» образовательного процесса, создавая единое образовательное пространство, и помогает уйти от воспитания «по направлениям», поставив в центр педагогической деятельности проблемы формирования личности.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» провозглашено, что: «Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Нам кажется, что использование в педагогической практике форм и методов детско-юношеского туризма в полной мере будет способствовать эффективному решению поставленных задач.

Национальная образовательная инициатива определяет 5 приоритетных направлений развития Российской школы.
1. Переход к новым образовательным стандартам.
2. Развитие учительского потенциала.
3. Создание эффективной системы выявления и поддержки талантливой молодёжи
4. Современная школьная инфраструктура.
5. Здоровье школьников.

В соответствии с обозначенными приоритетами важно наметить векторы развития и модернизации региональной системы детско-юношеского туризма, а также определить конкретные задачи, которые предстоит решить в среднесрочной перспективе с учётом ситуации сегодняшнего дня. Остановимся на каждом из направлений более подробно.

1. Переход к новым образовательным стандартам.
«В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость — кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.
Результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов».

Образовательный потенциал детско-юношеского туризма многогранен, безграничен и при правильной педагогической инструментовке неисчерпаем.

Ценность детско-юношеского туризма заключается в его универсальности, когда одновременно решаются образовательные и воспитательные задачи через познание своей Родины. Основная цель детско-юношеского туризма: вырастить гражданина, воспитать патриота!

Дополнительное туристско-краеведческое образование детей, как и туристско-краеведческая деятельность, сочетают в себе принципы коллективизма и личной самостоятельности и ответственности, когда осуществляется самообслуживание, самовыражение, самоактуализация, самообучение, саморазвитие, самоопределение, самореализация личности, а успех общего дела складывается из достижений каждого, что в совокупности в значительной степени повышает социальную значимость детско-юношеского туризма как педагогической системы.

Дополнительное туристско-краеведческое образование наиболее актуально в условиях урбанизации и глобализации общества, как эффективное средство борьбы с гиподинамией, так как позволяет сократить время пребывания обучающихся за партой, не сокращая при этом объёма знаний получаемых в общеобразовательных учреждениях, при организации комплексных занятий вне стен учебного заведения. Главное — вернуть детско-юношеский туризм в лоно общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) сначала в форме комплексных занятий вне их стен, а затем и походов, но, как уже сейчас ясно, при особых организационно-педагогических условиях. Прежде всего: подготовка образовательных маршрутов в природной среде, с их описанием и подготовкой методических рекомендаций по реализации и проведению комплексных занятий вне стен учебного заведения в помощь учителям-предметникам и администрации образовательных учреждений. Для каждой возрастной категории обучающихся необходимо разработать обязательный туристский минимум (образовательный стандарт). После сдачи турминимума учащийся сможет участвовать в туристско-краеведческих мероприятиях.

2. Совершенствование учительского корпуса
Особенностью дополнительного туристско-краеведческого образования детей является жесткая регламентация проведения практических занятий на местности и массовых туристско-краеведческих мероприятий. В связи с чем, при туристской подготовке педагогических кадров и на курсах повышения квалификации особое место отводится вопросам обучения управлению рисками в детско-юношеском туризме.

Управление рисками в детско-юношеском туризме — это системная деятельность, предусматривающая нормативно-правовую регламентацию организации и проведения различных мероприятий в сфере детско-юношеского туризма; периодическую подготовку и переподготовку руководителей туристско-спортивных походных и экскурсионно-краеведческих групп, а также обязательное ознакомление участников этих групп с правилами обеспечения безопасности при проведении туристско-экскурсионных мероприятий и неукоснительное выполнение названных требований всеми участниками образовательного процесса.

Детско-юношеский туризм имеет свою специфику и требует закрепления на практике теоретических знаний, полученных педагогами на курсах повышения квалификации. Проведение учебно-тренировочных походов повышения квалификации педагогических работников - это среднесрочная задача, которая требует своего решения.

Также необходимо разработать Единые требования к оформлению пакета документов на подготовку и проведение различные выездных туристско-краеведческих и экскурсионных мероприятий и обеспечить инструктивно-методическое сопровождение при применении их на местах.

Регулярно проводить региональный смотр - конкурс на лучшую организацию дополнительного туристско-краеведческого образования детей в учебных округах и городских образовательных учреждениях с целью определения лучших педагогов, активно использующих в своей практической деятельности формы детско-юношеского туризма.

3. Развитие системы поддержки талантливых детей
«Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы».

Ежегодно по итогам участия в городских и всероссийских конкурсах, фестивалях и конференциях в сфере детско-юношеского туризма до десяти обучающихся получают Гранты. Ведутся портфолио воспитанников учреждения. Вместе с тем практика показывает, что успех воспитанника зависит от компетентности педагога, В связи с чем, необходимо продолжить систематическое проведение методических объединений и круглых столов.

4. Изменение школьной инфраструктуры
«Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни».

В данном вопросе актуальным будет составить обновлённый Перечень туристского оборудования, рекомендуемый общеобразовательным учреждениям и колледжам для эффективного использования форм детско-юношеского туризма в досуговой и образовательной деятельности учреждений.

Видимо следует более активно пропагандировать возможности загородной базы ГОУ Московская городская станция юных туристов и турграда для начинающих, обустроенного на территории названного городского учреждения.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
«Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников».

О возможности снижения аудиторной нагрузке при интегрировании форм детско-юношеского туризма в образовательный процесс общеобразовательных учреждений мы говорили выше. Требует своего решения вопрос комплектования походных аптечек с учетом продолжительности и сложности путешествий, экскурсионных и выездных многодневных мероприятий.

В заключении ещё раз хочется подчеркнуть, что движение детско-юношеского туризма в системе столичного образования, накануне своего 75-летия, является важным средством воспитания, реализующим основные педагогические принципы, способствующие развитию социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности, адекватно реагирующей на изменение общественной жизни.

Детско-юношеский туризм выстраивает тот каркас, который позволяет осуществлять его во благо личности, для её всестороннего, физического и духовного развития.


<<Домой   Выше >>

Используются технологии uCoz