<< Домой       Выше >>

Губаненков С.М.

ОБ УПРОЩЕНИЯХ В СИСТЕМЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


У каждой настоящей системы должны быть свои адепты, клевреты, подвижники. Но если их у нее нет, это вовсе не означает, что эта система — не настоящая. Скорее, ей просто не повезло..

Системе туристско-краеведческой деятельности (ТКД) везло более полувека. Намного более полувека. И может быть, повезет и в дальнейшем. Потому что и сегодня и в будущем эта система не перестает быть настоящей, то есть актуальной, то есть эффективной в выработке важнейших для личности социальных навыков, умений, ориентаций.

Напомню тем, кто забыл, и расскажу для тех, кто не знает, что система (технология) туристско-краеведческой деятельности, представляет собой занятия туризмом и краеведением, в которых всякий поход (экспедиция, экскурсия) предваряется стадией подготовки к нему, и завершается стадией отчета о нем. Все это вместе в терминах ТКД называется туристско-краеведческим циклом. Чтобы избежать «мертвой точки» занятий туризмом (периода ослабления мотивации), каждый новый поход юные туристы начинают готовить одновременно с подготовкой отчета о походе, уже совершенном. В году таких циклов у каждого туристского объединения может быть до пяти, краеведческие и походные должности юных туристов от похода к походу меняются. Опытом совершения многих походов и выполнением в них многих обязанностей обеспечивается всестороннее развитие интеллекта туриста, а его ценностные ориентации (в первую очередь ориентация на сотрудничество), подкрепляемые развивающимися личными качествами, формируются в процессе совместной деятельности всех членов туристской группы, осуществляемой ими во всех фазах цикла. География походов от цикла к циклу все более расширяется, познаваемые туристами местности присоединяются ими к пространству их Родины, этот процесс в терминах ТКД называется расширяющейся спиралью познания.

Система ТКД эффективна, но трудозатратна. Походы и экспедиции раз от разу должны быть все более сложными, для их совершения всякий раз требуются новые силы и навыки, и возникает соблазн усовершенствовать систему в сторону упрощения. Манера «взять хорошую вещь и улучшить ее до плохой» является нашей общей болезнью, причем болезнью обычно скрываемой за чередой псевдонаучных или поэтических слов. Поэтому всякий раз, когда мы, как нам кажется, находим новые технологии, упрощающие нашу работу, мы должны быть уверены в том, что их использование не приведет — сразу или же постепенно — к уменьшению эффективности нашей работы, к потере результативности в ее наиболее важных аспектах.

Самый важный аспект ТКД обеспечивает юным туристам развитие их способностей к взаимодействию (к сотрудничеству). Это вовсе не означает, что другие аспекты, другие результаты занятий туризмом уже не являются важными. Конечно, являются! Разве может быть не важным здоровье (оздоровление)?! Или патриотизм! Разумеется, они очень важны, но здоровые патриоты, не способные договориться друг с другом о том, как они, все вместе и сообща, будут трудиться на благо России, разнесут свою любимую Родину в клочья и на останках ее будут клясться в своей любви к ней. Чтобы туристско-краеведческая деятельность оставалась эффективной в своем важнейшем аспекте, она должна оставаться совместной. Для этого необходимо, чтобы ее циклообразующими мероприятиями были бы самодеятельные путешествия (все равно, походы или экспедиции) или, как минимум, командные туристские соревнования. Чем сложнее деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие, тем разнообразнее и глубже оказываются в конечном итоге навыки согласования действий. В путешествии юные туристы взаимодействуют:
— в процессе преодоления препятствий маршрута;
— в процессе выполнения маршрутных краеведческих наблюдений;
— в процессе организации полевого походного быта.

На соревнованиях многообразие взаимодействия уменьшается (хотя может увеличиваться его интенсивность), в результате чего вырабатываемые навыки оказываются более специфическими, а значит и менее применимыми в будущем.

Для сохранения эффективности ТКД нужно, чтобы кроме самого путешествия сохранялись и циклы. В свою очередь для сохранения циклов туристско-краеведческой деятельности необходимо, чтобы к циклообразующим мероприятиям приходилось бы долго готовиться, а после них — грамотно восстанавливаться или готовить отчет. Для этого (в том числе и для этого) необходимо, чтобы и походы и соревнования всякий раз были бы достаточно сложными и всякий следующий раз усложнялись по сравнению с предыдущим. Упрощения ТКД как раз и начинаются с торошения циклообразующих мероприятий. Мы знаем, что существуют туристские объединения, совершающие не самодеятельные, а подготовленные кем-то другим путешествия (в прошлом такие путешествия назывались плановыми) или даже вовсе экскурсии:
— к которым почти не нужно готовиться;
— о которых никому не придет в голову отчитываться;
— в которых члены объединения не взаимодействуют между собой.

Мы знаем также, что существуют туристские или околотуристские соревнования, на которые интересны (или зачем-то нужно) приехать, но к которым также можно заранее почти не готовиться. И мы знаем, что существуют походы юных туристов, после которых не остается отчетов; которые не защищаются. Все эти экскурсии, соревнования, путешествия являются причиндалами технологий, упрощающих ТКД до ее невыразимой приятности педагогу и необременительности для очень занятых своей учебой детей. Якобы занятых. Или действительно занятых, что в конечном итоге может оказаться еще хуже, чем «якобы». Ведь отсиживать по шесть-семь уроков на дню, потом готовить то, что «задано на дом», да еще и посещать репетиторов — это ж какое здоровье надо иметь?! Такое, какого у наших детей давно уже нет, и какое не скоро (или никогда не) появится.

Как же изобретаются упрощающие ТКД «know-hoy»? Ну, с экскурсиями все ясно. Они были всегда, и это не упрощение, это — замена одного вида ТКД, на другой, в плане взаимодействия менее значимый. Экскурсии вместо походов и экспедиций организуют те педагоги, которые не умеют или — в силу возраста, других каких-то причин — не могут (не хотят) совершать активные путешествия, оздоравливать в них детей и самих себя, к слову сказать, оздоравливать. Похожая ситуация складывается и с соревнованиями. Если педагог не способен подготовить своих подопечных к серьезному старту, не способен организовать их на регулярные тренировки, он найдет очень простенький старт и развлечет себя и своих подопечных участием в нем. А после долго будет рассказывать всем, как это прогрессивно и здорово. И как это понравилось детям.

В его словах что-то имеется. Простые старты можно и нужно использовать: как этапы подготовки к серьезным. Готовиться тогда становится интересней. Вот только прежде чем стартовать, необходимо убедиться, что данный старт может быть использован в качестве подготовительного. Для этого простые старты должны быть командными, и команды на них должны получать дополнительные тренерские задания на отработку навыков взаимодействия. Ведь даже самая сложная туристская техника не очень сложна. Сложным оказывается взаимодействие.

Еще одна упрощающая ТКД ««know-hoy» заключается в совершении походов без составления и защиты отчетов о них. Очень, надо сказать, распространенная «know-hoy». И распространенность ее проистекает не только от недоработки педагогов-туристов, путешествующих вместе с детьми. Не дорабатывают и педагоги-организаторы, не организующие массовых мероприятий, на которых бы отчеты о походах были востребованными и восхвалялись. Не дорабатывает и завуч, ограничивающий свою работу соблюдением бюрократических процедур и отказывающийся от реального контроля качества образовательного процесса.

Контроль должен быть помогающим. Надо же понимать, что в ситуации, когда отчет о походе является послесловием к путешествию, и рассказанным и услышанным лишь самими участниками, педагогу-туристу и его подопечным бывает трудно сподобиться на этот самый отчет, Другое дело, если отчет принимает участие в конкурсе, по итогам которого распределяются и почет, и материальные блага.
Соревнования отчетов о путешествиях необходимы, но при одном очень важном условии. Соревноваться должны не педагоги-туристы, а юные участники путешествий. Это значит, что отчеты о походах должны делаться в устной форме и представляться детьми: на «конференциях устных отчетов». Если такая конференция проводится непосредственно в районе совершения путешествия, которое само по себе являлось наградой за какой-то предыдущий отчет; если на такой конференции присутствуют многие группы, пришедшие к месту проведения конференции своим туристским маршрутом, это значит, что речь у нас ведется о «туриаде», об «экспедиции», о том, что уже было в истории ТКД и к чему сегодня стоит вернуться. Проведение таких массовых мероприятий юных туристов наполнит новым смыслом конкурсную программу туристских соревнований, сегодня представляющую собой рудимент краеведения на теле туристского спорта, и позволит от этого спорта вернуться к технике совершения путешествий. Повторюсь: к туриадам стоит вернуться. Законов диалектического развития никто не отменял. Все развивается по спирали.

Но по ней же, родимой, развиваются и наши ошибки. Мы их уже совершали и еще совершим. Применительно к ТКД стоит напомнить, что конференции устных отчетов не являются циклообразующими мероприятиями. Они венчают походные циклы. А туриады венчают циклы циклов юных туристов (самое ТКД). Программа всероссийской туриады должна являться последней «циклом-программой» в череде других очень значимых циклов. Вот об этом мы начнем забывать, принимаясь за туриады. Уже забывали. И снова забудем. На новом витке.


<<Домой   Выше >>

Используются технологии uCoz