<< Домой       Выше >>

Казанцев В.В.

ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ – СКОРЕЕ ИДОЛ, ЧЕМ ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ?!
ЗАЧЕМ «ПОХОДУ ВЫХОДНОГО ДНЯ» С ДЕТЬМИ ЕГО «ВЫХОДНОЙ» СТАТУС???

Из цикла статей «Педагогический профессиональный туризм»


 КАЗАНЦЕВ Владимир Васильевич,
  заместитель директора Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина»,
Почётный работник общего образования, председатель Маршрутно-квалификационной комиссии,
лауреат Всероссийского конкурса авторских образовательных программ,
Заслуженный путешественник России.


Предстоящей Коллегии Департамента образования г. Москвы по проблемам столичного детско-юношеского туризма посвящает автор эту статью.



Ключевые термины: «туристская прогулка», «поход выходного дня», «степенной поход» («степень сложности»), «категорийный поход» («категория сложности»), «поход 0,5 категории сложности (безкатегорийный)», «бивак»; значки «Умею путешествовать», «Юный турист», «Турист России»; «юношеский разряд», «день здоровья», «национальный приоритетный проект "Здоровье"».

ДЕНЬ, проведённый ребёнком среди рощ и полей…
стоит многих недель, проведённых на учебной скамье
К.Д. Ушинский

Хочу сразу предположить и предложить читателю подумать о том, что ДЕНЬ, о котором говорил К.Д. Ушинский, навряд ли был выходным… 

Необходимо понять: так называемый «поход выходного дня» – это стержень системы дополнительного туристско-краеведческого образования или «выходной» досуговый довесок к учёбе детей и работе педагогов?

Такие привычные, вбитые в нашу подкорку, в наше подсознание, три знаменитых слова – «поход выходного дня». Что это? Архаизм, анахронизм или недальновидность, доставшаяся нам в детском туризме в наследство от туризма взрослого? Или недооценка воспитательно-образовательной роли детского туризма педагогами прошлого века? И нынешнего века – тоже, по накатанной колее, по давно сложившейся традиции. Не пора ли менять традицию?

В передовой школе проводится литературный урок-поход на весь день в среду…(!) Это «поход выходного дня»? Почесали «репу»… С логикой не клеится, ну, ладно, пусть будет «поход литературного дня»!

Обычная школа в обычный четверг проводит обычный школьный туристский звёздный поход-слёт как День здоровья. Имеет право, т.е. возможность. А главное – имеет желание. Этот счастливый союз желания и возможности, даёт свои плоды в виде, очевидно, «походов дня здоровья»… Звучит коряво, но, по крайней мере, понятно.

В нашем ежегодном летнем лагере на Селигере «Юные Робинзоны» основной формой начальной туристской подготовки его участников являются 1-3-хдневные походы, которые проводятся в течение месяца без оглядки на выходные. У нас, наверное, это «походы каникулярного дня»…

И если быть до конца последовательным, то многочисленные летние многодневные походы надо возвести в ранг "походов отпускного месяца"

И сказал Бог: «Сначала было слово…» Три волшебных слова «поход выходного дня» создают у нас в голове закостенелый образ отдыха от «работы» в выходные дни на туристском маршруте. Наш язык этот образ исподволь закрепляет в нашем сознании. Мысль, слово и образ закономерно ведут к деянию, т.е. собственно к походу в то время, когда надо отдыхать от «работы»? А кто сказал, что отдыхать надо на туристской тропе? Подавляющая часть нашего населения так не считает и отдыхает по иному, в иных местах и в иных условиях. И это – нормально. И именно поэтому мы полагаем, что в детском спортивно-оздоровительном и воспитательно-образовательном туризме словосочетание «поход выходного дня» – в общем и целом – бессмыслица просто потому, что в одно-трёхдневные походы можно и нужно ходить с детьми в любые дни недели, ибо походы эти по своей продуктивности и воздействию на личность ребёнка (и на личность педагога, кстати, тоже) не только сопоставимы с вполне рабочими днями, но и многократно превышают их по силе накала каждого мгновения походной жизни и походно-полевой практики. 

А посему есть, на первый взгляд, парадоксальное предложение: дать другое название походу так называемого «выходного дня» с учащимися – степенной поход, а нынешнему степенному походу вернуть статус 0,5 к.с. Ничего нового, а просто – полезное смещение акцентов в соответствии со злобой дня. Смысл этой маленькой реформы прост и очевиден – убрать несоответствие названия похода его фактуре, форме и внутреннему содержанию, а также придать более высокий статус первому шагу на туристской тропе – 1-3-хдневному походу!

Было бы, на наш взгляд, весьма полезным считать, так называемые походы «выходного дня» – степенными походами с единственным их признаком по их продолжительности – от 1-го до 3-х дней. На наш взгляд пришла пора отказаться от понятия и соответствующего ему названия «поход выходного дня» в связи с его несоответствием современному назначению краткосрочного похода (урок на местности, поход-урок, эко-поход, кросс-поход, краткосрочный учебно-тренировочный поход, тематический учебно-образовательный поход) вполне может проводиться в любой день учебной недели).

Схема при этом подходе проста и очевидна:

1. Однодневный поход – это и есть поход 1-й степени сложности (маршрут есть, но его протяжённость не имеет приоритетного значения).

2. Двухдневный поход – поход, соответственно, 2-й степени сложности с одним ночлегом (протяжённость маршрута не имеет приоритетного значения).

3. Трёхдневный поход – поход, соответственно, 3-й степени сложности с двумя ночлегами (протяжённость маршрута не имеет приоритетного значения).

4. Некатегорийный многодневный поход (в прошлом веке в просторечии – «ноль-пятая», «0,5 к.с.» (1) или, что то же самое, – «б/к» (2) ) продолжительностью, как правило, 4-6 дней (ибо с 6-ти дней начинается пешеходная «единичка» (3) ), и протяжённостью (при современных нормативах на категорийные (4) походы) – в пределах 50-90 км (со 100 км начинается «единичка»). Деление именно этой формы похода на степени, как это принято ныне и до сих пор, себя не оправдало даже вчера и никем не воспринимается сегодня. Достаточно привести только один факт: даже опытные члены МКК (5) годами так и не могут запомнить продолжительность и протяжённость нынешних искусственно созданных степеней, ибо при их регистрации в журнале МКК они меж собой никак не различаются и идут под порядковыми номерами, начинающимися с «нуля». Те, кто пытается запомнить, через день вновь забывает, ибо отсутствует практика их различия.

5. Дальнейшая схема привычна – стандартные нормативы по категорийным походам.

По поводу юношеских спортивных разрядов. Ныне мало кто из детей, даже занимающихся туризмом, интересуется «взрослыми» спортивными разрядами, а уж юношескими?! Пожалуй, никто. Мы полагаем, что в целях популяризации спортивного туризма вполне можно сохранить эту архаичную систему, но в иной схеме, соответствующей предложенной здесь модели:

1. Однодневный поход (1-й степени сложности протяжённостью 15-25 км) – 3-й юношеский разряд;

2. Двухдневный поход (2-й степени сложности протяжённостью 25-35 км с одним полевым ночлегом) – 2-й юношеский разряд;

3. Трёхдневный поход (3-й степени сложности протяжённостью 35-50 км с двумя полевыми ночлегами) – 1-й юношеский разряд.

В данном случае, как это и принято в нашей системе, «юношеская разрядность» определяется не только по факту участия в степенных походах и по их продолжительности (от 1-го до 3-х дней), но и, соответственно, по протяжённости маршрутов 1-3-хдневных походов. Однако дотошный читатель обратит внимание на то, что есть и отличие от градации категорийных походов. Это отличие (о наличии естественных препятствий мы, по очевидным причинам не говорим вообще) состоит в том, что отнюдь не за любой степенной поход присваивается юношеский разряд, а только за тот, в котором его участник выполняет определённый норматив по протяжённости маршрута. В целом же степень сложности похода определяется преимущественно по его продолжительности, а не протяжённости, т.е. если группа в двухдневном походе прошла всего 8 км, то от этого он не перестаёт иметь вторую степень сложности, ибо для нас 1-3-хдневный поход самоценен как универсальный инструмент работы с детьми на местности с самой широкой шкалой профильной деятельности и как инструмент решения задач самых различных направленностей, в ней реализуемых. Однако же, когда профильной задачей определяется спортивно-оздоровительная, в результат подведения итогов похода подключается его километраж как один из специфических критериев этой оценки.

Значок «Юный турист» вручается вместе с 1-м юношеским разрядом, как Герою Советского Союза одновременно со Звездой Героя довеском вручался орден Ленина (два-три полевых ночлега за плечами – неплохой старт для ребёнка на туристской тропе!), и это – структурно оформленная «нулевая» лестница вступления детей в туристское сообщество. В вышеуказанном полевом туристском лагере мы, педагоги, ежегодно проводим с детьми десятки 1-3-х дневных походов, но формально и поэтапно никак не закрепляем эти первые туристские шаги ребёнка. Мы, конечно, можем наштамповать книжечки «Паспорт юного туриста», изготовить самостоятельно или сделать на заказ собственный значок, но это местная инициатива, а мы здесь говорим о системе в детском туризме страны.

А вот общероссийский значок «Турист России» самым естественным образом, при таком новом раскладе, находит свою собственную родную нишу в нормативе участия ребёнка в многодневном некатегорийном походе («0,5 к.с.» (1)  или, что то же самое, – «б/к» (2) ). Значок «Турист России» в этой градации походов по уровню их сложности в отличие от нынешней ситуации оказывается выше юношеских разрядов, и это значительно повышает его статус, а главное, – личностно документально подтверждает опыт участия ребёнка в многодневном некатегорийном походе как факт его готовности к участию в походах I-II категории сложности. Нынешний норматив значка такой факт не подтверждает, а участник нынешнего многодневного некатегорийного похода личного документа о своём опыте не имеет, ибо справки об опыте участия в степенном походе, МКК, как правило, не выдаёт, да и степень степени в нынешней ситуации – не просто рознь, а – очень большая рознь… (от 30 аж до 130 км!) Отчасти эта размытая градация многодневного некатегорийного похода и затмила значимость похода выходного дня… На наш взгляд, новый предложенный статус значка «Турист России» вполне оправдан; (вспомним, ведь были времена, когда норматив на значок «Турист СССР» был 180 км!); более того, сам значок ответным ходом обозначает, закрепляет и поднимает статус многодневного некатегорийного похода (0,5 категории сложности: 50-90 км), который для детского туризма важен принципиально. Именно «0,5» как самобытная форма похода в детском туризме идеально вписывается в короткие ноябрьские каникулы, в майские праздники, в короткие семестровые каникулы отдельных образовательных учреждений, а порой и в мартовские (Крыму, Кавказу традиционно платим 4-хдневный временной «дорожный» налог). Принципиально важно этой форме похода присвоить и закрепить за ним официальное название – «поход 0,5 категории сложности» (никаких «н/к» или «б/к», так как отрицательные частицы «не», «без» искажают восприятие наименования формы похода по критерию его уровня сложности в парной игре понятий («степень – категория»). Это принципиально важно!

По дальнейшей походной градации: спортивные «взрослые» разряды – всё, естественно, остаётся в соответствии с нормативами, принятыми ТССР. (6)

Данная градация логична и понятна (см. Приложение 1); она, как пыль веником, сметает налёт «субботне-воскресного» отдыха с 1-3-хдневных походов и придаёт им статус полноценных спортивно-оздоровительных мероприятий (каковыми они в действительности и являются), с одной стороны, и наполняет их предметным дополнительным содержанием по курсам школьных предметов общего образования вне зависимости от дня недели – с другой стороны (урок на местности, поход-урок, эко-поход, кросс-поход, тематический учебно-познавательный поход и т.п., проводимый в любой день недели по усмотрению администрации образовательного учреждения).

Предложенная вышеприведённая новая схема степенных походов полностью соответствует современной тенденции снижения протяжённости маршрутов категорийных походов. Обращаем особое внимание читателя на этот объективный фактор: нормативная протяжённость пешеходной «единички» снизилась на четверть; укорачиваем соответственно на четверть традиционные 30 минимальных км многодневного похода 1-й степени прошлого века и получаем 22 км на 3-4 дня пути! Но эти 22 км пути – уже не есть предмет многодневного маршрута… С другой стороны, 130 максимальных км многодневного похода 3-й степени прошлого века уже существенно превышают норматив нынешнего похода первой категории сложности. Снизим соответственно эту вчерашнюю 3-ю степень до 50-90 км, и мы получаем нашу вечно живую, немного подзабытую «б/к» (точнее – «0,5 к.с.»), дальнейшее снижение – упирается в предложенные нормативы «походов выходного дня». Таким образом, мы обосновываем и доказываем, что наша, представленная здесь модель, объективно опирается на современные тенденции в классификации уровней сложности туристских маршрутов. Далее: данная схема приводит «непонятливых» на сегодняшний день чиновников к пониманию такого простого факта, что в 1-3-хдневные походы (являющиеся основой и становым хребтом массового детского школьного туризма) можно и нужно ходить не только по субботам и воскресеньям, а в любой день недели в соответствии с планами и удобством каждого конкретного образовательного учреждения в отдельности. Данная схема упрощает и в тоже время документально фиксирует начальный оздоровительный и спортивный результат ребёнка в туризме раздельно по итогам всего одного, либо двух, либо трёх дней пребывания в походе, что само по себе – всегда большое событие в жизни ребёнка, а в особенности ребёнка, который ранее туризмом не занимался. И это, на взгляд автора, вполне оправдано.

Не лишним будет отметить и ещё одно важное обстоятельство, за спиной которого ненавязчиво торчат «уши взрослого туризма»: при ныне ещё действующей походной классификации, что однодневный поход без ночлега, что трёхдневный поход с двумя ночлегами – явление формально совершенно равнозначное; и то и другое – просто «поход выходного дня» (нюансы мало кого волнуют, кроме руководителя, участников похода и иногда – их родителей)… Но между ними – пропасть, и имя ей, короткое как выстрел, – «бивак» (организация на принципах самообеспечения, самообслуживания, саморегулирования и самоуправления в естественных суровых природных условиях полевого ночлега, полноценного ужина и завтрака, организация полноценного сна и защита от неблагоприятных условий окружающей природной среды, а главное – новый существенно усложнённый уровень коллективных взаимодействий между членами группы и, соответственно, новый пласт знаний, умений, навыков, жизненного опыта, новый уровень оценок и самооценок, а также совершенно иной уровень взаимоотношений «ребёнок – педагог» и «педагог – ребёнок»). В новой предложенной нами градации уровней сложности походов и соответствующей им туристской квалификации эти достаточно разные походы имеют различные «ярлычки», т.е. различный класс, и это – принципиально, ибо и требования, предъявляемые к организации этих походов – различаются весьма значительно.

Вышеприведённая схема логична, сбалансирована и акцентирована на повышенную значимость «нулевой» ступеньки детского туризма, той ступеньки, которая открывает дверь в мир детского туризма, в мир путешествий, в реальный окружающий нас мир природной и социальной среды. И эта «входная» дверь в окружающий мир – 1-3-х дневные походы. Именно эти походы создают массовость в детском туризме, именно они должны служить тем фундаментом, на основе которого закладывается всё здание детского спортивно-оздоровительного и воспитательно-образовательного туризма.

Скептик может возразить: так у нас всё население страны, каждый гражданин станет туристом-разрядником… А что в этом плохого? Это было бы весьма полезно для страны. Посредством предоставления дополнительных возможностей, создания благоприятных условий, поощрений и наград, формирования интереса привлечь ребёнка и педагога к перспективе участия в самом доступном 1-3-хдневном походе – именно в этом мы видим одну из главнейших задач организаторов детско-юношеского туризма.

Другой скептик может сказать ещё категоричнее: автор предлагает всего лишь сменить «вывеску». Если этот скептик хорошо подумает, то поймёт, что мы стремимся к тому, чтобы 1-3-хдневный поход стал органической и естественной, дополнительной по форме, но максимально значимой по содержанию, частью школьного учебно-образовательного процесса, и первый шаг на этом пути – вытащить 1-3-хдневный поход из его исключительно «субботне-воскресной», «выходной» ниши. А замена «вывески» совершенно необходима, ибо новая «вывеска» позволяет всем и каждому указать на то место 1-3-хдневного похода в учебно-образовательном процессе школы, которое ему по праву должно принадлежать. Но, безусловно, соглашаемся с тем, что новая «вывеска» должна быть обеспечена в правовом поле соответствующими нормативными актами.

Очевидно, к примеру, что здоровье нации – это, прежде всего, здоровье наших детей… По поводу так называемых «походов выходного дня» (или в нашем новом варианте – степенных походов), мы предлагаем издать Приказ (Постановление) по Департаменту образования города Москвы о том, что в соответствии с правительственной приоритетной национальной программой «Здоровье» каждому классу каждой Московской школы (гимназии, лицея) рекомендовано в течение учебного года совершать не менее двух «походов "выходного дня"» (по нашей новой градации – не менее двух (трёх) степенных походов, по крайней мере, один их которых для среднего возраста – поход 2-й степени сложности, для старшего – 3-й степени сложности), причём вовсе не обязательно – в выходные дни, но и в учебное время в рамках никем не отменённого постановления о том, что целая неделя в течение учебного года может быть использована на организацию и проведение «Дней здоровья», иных выездных мероприятий. Массовая эстафета на школьном дворе (5-6 мин. на каждого ребёнка) заявленным Днём здоровья не является! Она является либо профанацией Дня здоровья, либо способом освоения финансовых средств на проведение массового мероприятия… День здоровья должен быть именно ДНЁМ, а не часом здоровья и тем более, не минутой здоровья. В то же время, например, урок на местности, поход-урок, эко-поход, кросс-поход, тематический учебно-познавательный поход, учебно-тренировочный поход – любой из них по одной из многих своих функций является полноценным фоновым Днём здоровья, выполняя при этом свою ведущую роль по наглядно-практическому эмоционально-личностному освоению учебно-образовательных блоков по любым школьным предметам со специально для этой цели «сдвоенными, строенными часами». Было бы желание, возможности найдутся всегда!

Под данную рекомендацию необходимо заложить нормативно-правовую, информационно-методическую и материально-техническую базы, обеспечивающие беспрепятственную практику реализации образовательными учреждениями программы (в соответствии с правительственным приоритетным национальным проектом «Здоровье») по внедрению в учебно-образовательную и спортивно-оздоровительную туристско-краеведческую деятельность и в дополнительное туристско-краеведческое образование туристских мероприятий в форме массовых степенных походов продолжительностью 1-3 дня по Родному краю в любые дни рабочей недели. Эта норма приобретёт ещё большую актуальность при переходе школ на полный рабочий день (с 8 утра до 18 вечера). Ведь, как мы все прекрасно понимаем, смысл приоритетного национального проекта «Здоровье» состоит не в том, чтобы бесконечно лечить наших бесконечно больных детей, а в том, чтобы эти болезни предупреждать и изначально формировать у детей полезную приоритетную привычку к здоровому образу жизни (одно из 3-х направлений проекта «Здоровье» – профилактическое)! Только что Президент России на всю страну провозгласил тезис о том, что молодые люди должны нести ответственность за своё здоровье… Так поможем молодым людям нашей страны и нашему Президенту! Массовые степенные 1-3-хдневные походы в любые дни недели и в любое время года – один из лучших способов решения этой национальной задачи!

Помимо оздоровительного и спортивно-оздоровительного поля, на котором вершит свою работу 1-3-хдневный поход, есть ещё и познавательно-образовательное поле, воспитательное, личностно развивающее поле, которые также потребуют привязки к себе этой формы туристско-краеведческой деятельности с помощью нормативно-правовых актов, но это тема – для следующих статей… 

Ещё раз подчёркиваем: рабочий повседневный выход 1-3-хдневных детских походов на арену пятидневной рабочей недели, помимо прочих причин, на подсознательном уровне тормозится в головах педагогов, детей, родителей, руководителей образовательных учреждений, представителей туристской общественности и в головах чиновников любого уровня самим фактом целеуказания этой формы похода (так называемого похода «выходного» дня), заключённого в его крайне неудачном наименовании, по-видимому «срисованным» с кальки из арсенала взрослого туризма.

Дело продвигается к тому, что и в дополнительном образовании грядут образовательные стандарты, которые, по идее, не должны пропитать насквозь всё дополнительное образование снизу доверху до последней проплешины. Эти стандарты должны коснуться лишь базовых основ дополнительного образования. Нет и не может быть лучших базовых образовательных стандартов, чем соответствующие знания, умения и навыки, приобретённые детьми в степенных 1-3-хдневных походах в широчайшем диапазоне линейки ценностных качеств спортивно-оздоровительной и образовательно-познавательной деятельности в системе дополнительного туристско-краеведческого образования России в целом и города Москвы – в частности!

(1)   к.с. – категория сложности;
(2)   б/к – безкатегорийный;
(3)   «единичка» – поход первой категории сложности;
(4)   «категорийный поход» – устоявшийся термин в спортивном туризме, более правильное название – категорированный поход;
(5)   МКК – маршрутно-квалификационная комиссия;
(6)   ТССР – Туристско-спортивный союз России.

 

Приложение 1.

ПРОТЯЖЁННОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ПЕШЕХОДНЫХ* ПОХОДОВ
ПО УРОВНЮ ИХ СЛОЖНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ
С НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩИМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ

Форма похода (уровень его сложности)
Возраст участников
Продолжительность и протяжённость похода Краткие комментарии Туристская квалификация
Поход выходного дня – группа, в которой уровень сложности этих походов – не определён
1 день – с 7 лет
2 дня – не определено
3 дня – с 9 лет
1-3 дня  Протяжённость маршрутов не определена. Поход без ночлега формально – в той же группе по уровню сложности, что и с ночлегами – это некорректно для детского туризма Неубедительные («суммарные») нормативы на значки «Юный турист» и «Турист России» (7) по факту участия в ПВД, а не по факту прохождения маршрутов определённой протяжённости
Поход 1-й степени сложности. По сути своей ныне (при снижении норматива протяжённости на четверть – 22-38 км) это уже всего лишь – поход выходного дня
С 10 лет
3-4 дня

30-50 км

Изначально трёхдневный поход в этой группе можно отнести как к ПВД, так и к степенному походу. Итак: 3-хдневный поход протяжённостью 30-40 км. Что это? ПВД или поход 1-й степени сложности? А это – как вам больше понравится…  3-й юношеский разряд
Поход 2-й степени сложности
С 11 лет
4-6 дней

50-75 км

Усреднённый норматив многодневного некатегорийного похода (0,5 к.сл.) 2-й юношеский разряд (уже совсем не логичный для этой нормы)
Поход 3-й степени сложности
С 12 лет

6-8 дней

75-130 км

 

Данный норматив вообще потерял свой смысл, ибо может рассматриваться:
- ниже первой к.сл. (75-100 км);
- равным ей (100 км);
- превышать её (выше 100 км).
По продолжительности этот степенной поход ничем не отличается от похода первой категории сложности
1-й юношеский разряд («плывёт» и полностью теряет свой смысл, ибо его норматив превышает норматив более статусного 3-го спортивного разряда)
Поход I категории сложности
С 13 лет

6-8 дней

100 км

Дублирует и повторяет предыдущую группу по своему нормативу 3-й спортивный разряд (равносилен 1-му юношескому)

(7)   Поскольку протяжённость «походов выходного дня» вообще никак не регламентируется, то вышеуказанные значки «Юный турист» и «Турист России» можно получать за походы – без прохождения маршрутов! Парадоксальный факт. Возможно, этот факт – одна из причин, по которой значки вообще не пользуются никаким авторитетом среди граждан страны. Необходимо поднять статус значка «Турист России», подняв уровень норматива.

Резюме: После снижения протяжённости похода I категории сложности – до 100 км, детская разрядная система окончательно и полностью потеряла всякий свой смысл. Необходимо её реформировать.

 

Приложение 2.

ПРОТЯЖЁННОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ПЕШЕХОДНЫХ (8)
ПОХОДОВ ПО СТЕПЕНЯМ И КАТЕГОРИЯМ СЛОЖНОСТИ
В АВТОРСКОМ ПРОЕКТЕ

Форма похода (уровень его сложности)
Возраст участников
Продолжительность похода (дней) Протяжённость маршрута (км) Спортивно-туристская квалификация
Поход 1-й степени сложности (9)
(с 4-х лет) (12)
1 день (без ночлега) 5-15 Значок «Умею путешествовать» 
(за 10 походов)
Поход 1-й степени сложности (9)
(с 7-х лет)
1 день (без ночлега) 15-25
(только при зачёте на
юношеский разряд)
3-й юношеский разряд (10)
Поход 2-й степени сложности (9)
(с 8 лет)
2 дня 25-35
(только при зачёте на
юношеский разряд)
2-й юношеский разряд (10)
Поход 3-й степени сложности (9)
(с 9 лет)
3 дня 35-50
(только при зачёте на
юношеский разряд)
1-й юношеский разряд (10)
    За походы 1-й, 2-й и 3-й степ. сложности значок «Юный турист»
Поход 0,5 категории сложности
(с 11 лет)
4-6 дней 50-100 Значок
«Турист России»
(до 18 лет – при наличии значка «Юный турист»)
Поход первой категории сложности
(с 13 лет)
6-8 дней 100-130 3-й спортивный разряд
Походы второй – шестой (11) категории сложности

В соответствии с нормативами ТССР

(8)   По предложенному алгоритму с соответствующей корректировкой в столбце «Протяжённость маршрута» составляются аналогичные таблицы по другим видам туризма.

(9)   Поход «выходного дня» в детско-юношеском туризме должен быть упразднён как понятие, как наименование и как форма туристской деятельности (см. статью).

(10)  Сам по себе факт участия ребёнка в 1-3-хдневном степенном походе не гарантирует выполнение норматива юношеского разряда точно так, как в спорте: факт преодоления стометровки не гарантирует выполнение разрядного норматива – в первом случае важен километраж, во втором – время, за которое пробегается стометровка. Такая постановка вопроса придаёт значимость степенным походам, которые, тем не менее, остаются степенными вне зависимости от протяжённости тех маршрутов, в которых важны не километраж, а иные содержательные критерии.

(11)  В некоторых учреждениях дополнительного образования в соответствии с их Уставом могут заниматься воспитанники до 21 года, и они могут быть ориентированы на участие в высококатегорийных походах. В высококатегорийных походах могут участвовать общественники-волонтёры (как правило, бывшие воспитанники детских туристских объединений), иногда – родители воспитанников и молодые, увлечённые спортивным туризмом учителя и педагоги – именно они являются надёжной опорой современного детского туризма.

(12)   И, наконец, о том, что давным-давно прижилось в практике детского туризма, но игнорируется в нормативных документах. Уже не одно десятилетие в передовых профильных образовательных учреждениях (например, в Доме детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» ВАО г. Москвы) к туристским маршрутам приобщаются дошкольники. Проводятся в игровой форме туристские слёты среди детских садов. Возраст участников – 4-7 лет. Эти детишки под руководством педагогов регулярно выходят в зелёные парковые и пригородные лесные зоны и проходят небольшие познавательно-оздоровительные маршруты, которые мы первоначально определяем как «туристская прогулка», но грань, которая разделяет «туристскую прогулку» и «однодневный поход» нормативно не определена. Полагаем, что основной разделитель – временной – 4 часа. До 4-х часов – прогулка, после – поход. Очевидно, пришло время ввести в сферу туризма и этот возраст, официально «прописав» его в наших нормативных таблицах.


Май 2009 г.

На правах рукописи: © В.В. КАЗАНЦЕВ, kazantsev-v@mail.ru


<<Домой   Выше >>

Используются технологии uCoz