Казанцев В.В.
ОТ ПАСПОРТА ПОХОДА К ПАСПОРТУ МАРШРУТА
КАЗАНЦЕВ Владимир Васильевич,
заместитель директора ДДЮТЭ «Родина» им. А.А. Остапца-Свешникова
Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы
Существуют различные формы отчётов о походе: устный, краткий письменный, полный письменный, фотоотчёт о походе, видеоотчёт о походе, отчёт-презентация, дневник похода, паспорт похода и некоторые другие.
Для самых младших школьников предусмотрена своеобразная форма отчёта –
дневник похода. По существу, дневник похода – это выражение его участниками в письменной форме или в рисунках собственных впечатлений от прохождения несложного, апробированного типового маршрута. Дневник похода интересен, как правило, для самих участников похода, для их родителей, учителей и близких людей. Запомним это определение дневника похода с тем, чтобы не путать его с другой формой отчёта – паспортом похода, который является документом не только личной, но и общественной значимости.
Остановимся на некоторых особенностях составления паспорта похода.
Паспорт похода – наиболее короткий, но ёмкий документ о 1-3-хдневном походе или о некатегорийном (степенном) походе. Основное назначение составленного туристской группой паспорта похода – помочь, прежде всего, учителям-предметникам, а также классным руководителям, педагогам дополнительного образования – руководителям туристско-краеведческих объединений и групп учащихся, педагогам-организаторам детского туризма, социальным педагогам, инструкторам-общественникам (воспитанникам туристских клубов, родителям, волонтёрам), юным туристам, т.е. всем тем, кто выходит на туристские маршруты вместе с детьми, подростками и молодёжью, – технически грамотно и безаварийно пройти интересный маршрут по Родному краю, максимально полно реализовав его образовательно-воспитательный, спортивно-оздоровительный и развивающий личность потенциал. Паспорт похода поможет познакомиться с достопримечательностями маршрута, дополнить, расширить ту информацию, углубить, конкретизировать те знания, которые получены на уроках в школе, воспринять и пережить их в чувственно-эмоциональной форме, т.е. сделать их своим внутренним достоянием; реализовать свой творческий потенциал, проведя комплекс краеведческих исследований (выполнив краеведческое задание, ту или иную общественно-полезную работу, которая потенциально может быть заложена и осуществима на данном конкретном маршруте).
Сам паспорт похода состоит из пяти основных частей:
1. Справочные сведения о походе.
В паспорте сообщаются основные данные о маршруте и те сведения, которые могут оказаться полезными и необходимыми, как при подготовке маршрута, так и при его прохождении:
- тематическая направленность маршрута, похода (например: литературная);
- предмет и тема предмета основного образовательного курса, которому соответствует тематическая направленность маршрута (например: литература; творчество А. Блока, 9-й класс);
- возрастная группа (например, средний и старший школьный возраст);
- достопримечательности маршрута (только перечислить);
- вид туризма (пешеходный, лыжный, водный, велосипедный);
- средство передвижения (лыжи, байдарки, велосипед);
- фактическое время прохождения маршрута группой, (чисто ходовое – по хронометражу группы) и рабочее (от начала маршрута до его окончания, включая время привалов, время обеденного привала, осмотра достопримечательностей, экскурсионное время и т.п.);
- то же самое – рекомендуемое для оптимального прохождения маршрута;
- «нитка» маршрута (основные пункты маршрута);
- его протяжённость (км);
- его продолжительность (всего – дней, в том числе – ходовых дней);
- залесённость маршрута (в процентах);
- сезонность прохождения маршрута;
- прикладная (техническая) справочная информация о маршруте (транспортное расписание и его особенности; адреса и телефоны медпунктов, органов власти, различных представительных органов, например – лесничества, заповедника и т.п.); интересных людей (например, краеведов), адреса других профильных организаций и т.п.;
- список участников и руководителей похода с адресами, указанием места учёбы (работы) и года рождения.
Справочные сведения о маршруте должны носить документальный, краткий и точный характер. В них должны быть приведены ссылки на источники приводимых сведений.
2. Краткое описание маршрута похода по дням или по его характерным участкам:
В этой части излагается точным и лаконичным языком техническая характеристика маршрута. При необходимости сложные участки маршрута (прежде всего связанные со сложностями ориентирования на местности), описываются более подробно. Участки, прохождение которых связано с преодолением технически сложных участков, также описываются более подробно с указанием действий группы на них, в особенности – действий, связанных с обеспечением безопасности участников похода при их прохождении. Особое внимание должно быть уделено описанию мер по обеспечению безопасности на всём протяжении маршрута. «Как проходился маршрут данной группой?» – вот тот главный вопрос этой части паспорта похода, на который надо дать обстоятельный ответ. Главное при описании маршрута – это те ориентиры (ближние – хорошо различимые, заметные и дальние – целевые, привязываясь к которым, можно достаточно точно в соответствии с описанием пройти рекомендованный маршрут. Описание идёт от одного видимого ориентира до другого, сопровождается временным хронометражем и азимутальными параметрами. Необходимо обращать внимание на характер пути (тропа, просека, полевая дорога с автомобильной колеёй, кромка елового леса и т.д. и т.п.) Описание бытовых сцен и всевозможных курьёзных случаев, забавных происшествий помещению в описание маршрута не подлежит! Эти материалы – достояние дневника похода группы в целом и его участников – в частности (см. начало статьи).
3. Карта (маршрутная лента) на 1-2 страницах, соответствующая техническому описанию и соразмерная с ним.
Давно ушли в прошлое времена, когда группа сама вычерчивала карту района путешествия или маршрутную ленту – это был большой и тяжёлый труд. Ныне почти любые картографические материалы, включая топографические карты в масштабе 1:100000 доступны на электронных носителях. Задача группы упростилась. Ныне необходимо взять за основу подходящую карту, на компьютере «растянуть» её до заданного масштаба и в походе «поднять» карту, т.е. дополнить её ориентирами в пределах видимости, уточнить, откорректировать и нанести дополнительную информацию, включая краеведческую. При этом необходимо отразить назначение тех дополнительных знаков, которые используются и применяются в работе с картой. Окончательное оформление карты производится на компьютере. Красной линией прокладывается маршрут группы, прерывистыми линиями отмечаются варианты прохождения маршрута (например – для младшего и старшего школьного возраста), при необходимости – запасные и аварийные варианты маршрута. Обозначаются места ночлегов. При определённых навыках группы используют для простоты и точности работы навигаторы GPS.
Карта может быть при необходимости дополнена схемами (кроками) сложных участков маршрута, при этом на схеме указываются путь их преодоления или путь обхода. На схеме прорисовывается топографическая ситуация, обозначаются все необходимые ориентиры и приблизительный масштаб схемы.
4. Краткая характеристика краеведческих объектов на маршруте или описание работы по выполнению краеведческого задания, поисково-исследовательской работы.
Самая большая ошибка при работе в этой части состоит в том обилии краеведческого материала, который порой размещают в паспорте похода по его тематической направленности. Если на маршруте, к примеру, расположена усадьба, в которой проживал знаменитый деятель культуры, то информацию на эту тему можно представить в объёме, измеряемом сотнями страниц различных интернетовских текстов и интернетовского иллюстративного материала. Этот, как правило, скаченный из Интернета материал – достояние группы, а не паспорта маршрута. В паспорте достаточно дать краткий обзор
познавательно-образовательных возможностей маршрута и список соответствующей литературы (включая Интернет-ресурсы). Наиболее интересные статьи в электронном виде (на диске) можно добавить к паспорту похода в качестве его отдельного (самостоятельного)
приложения.
5. Итоги, выводы и рекомендации.
В заключении даются краткие выводы: для каких классов можно рекомендовать данный маршрут, какова его сложность с учётом преодоления естественных препятствий, что необходимо предусмотреть для успешного (безаварийного) прохождения маршрута. Необходимо продумать рекомендации для тех, кто пойдёт по предложенному маршруту. Было бы неплохо определить возможные варианты прохождения маршрута, указать живописные места, места для привалов и ночлегов, отметить ситуацию с наличием питьевой воды и дров для костра. В конце целесообразно приложить список литературы, использованной при подготовке и проведении похода. Эта часть паспорта похода отвечает на вопрос: как наиболее целесообразно проложить и пройти маршрут в сравнении с тем, как прошла его группа.
Итоги, выводы, рекомендации – это, как раз та часть паспорта похода, которая позволяет при необходимости переводить выполненную работу в категорию стандартизированного паспорта маршрута.
Приложение. Весьма желательно к паспорту похода приложить его электронную копию, содержащую не только маршрутную ленту похода, карту района, описательную информацию, но и фотографии, сканированные буклеты, открытки, схемы, иную векторную графику и прочую наглядно-печатную продукцию, а также наиболее интересные статьи и работы, отражающие тематическую направленность похода. При наличии электронной презентации, подводящей итоги похода, необходимо включить её в перечень электронных материалов.
На этом можно считать работу туристской группы законченной. Паспорт похода представляется (при необходимости) в конкурсную комиссию, в конкурсное жюри или в Маршрутно-квалификационную комиссию.
Далее, при необходимости, работа над материалами паспорта похода продолжается, но это уже другой уровень работы профильных специалистов – методистов в области активного туризма, инструкторов-методистов, редакторов и издателей. Полученные материалы обрабатываются, при необходимости – перерабатываются, дополняются или, наоборот, сокращаются, вносятся необходимые коррективы. Речь в данном случае идёт о
паспорте маршрута – том конечном продукте, который будет помещён в электронную картотеку маршрутов или издан в качестве
апробированного и рекомендуемого стандартизированного маршрута среди ему аналогичных.
Паспорт маршрута в отличие от паспорта похода – адаптированный к определённым задачам печатный документ, характеризующий стандартизированный типовой туристский маршрут по алгоритму заказчика продукции. Маршруты при необходимости проверяются инструкторами-методистами, их описание уточняется, и если, например, в паспорте похода группа описывает, как она проходила маршрут и где она организовала обеденный привал, то в паспорте маршрута в окончательном варианте интерес представляют уже иные акценты: как нужно (рекомендовано) проходить данный маршрут и где целесообразно (рекомендовано) организовать обеденный привал…
И чем более подготовлена группа, чем более квалифицирован её руководитель, тем короче и содержательнее представленная информация в паспорте похода, тем проще он оформляется в паспорт маршрута… Для того чтобы паспорт маршрута принял эталонный характер целесообразно получить несколько паспортов походов по одному маршруту различных групп. Именно поэтому при проведении конкурса походов в этой категории следует поощрять прохождении определённых маршрутов различными группами.
Результатом конечного коллективного труда в дальнейшем воспользуются десятки, сотни, а может быть, тысячи туристских групп, но те, кто составляют паспорт похода – первопроходцы, открывающие маршрут или восстанавливающие (реставрирующие), корректирующие общественно значимый туристско-краеведческий маршрут, заключающий в себе определённый познавательно-образовательный и спортивно-оздоровительный потенциал.
И в заключении необходимо отметить, что составление
паспорта похода является для учащихся и его руководителя хорошей школой подготовки к работе над
письменным отчётом о походе. Письменный (краткий или полный) отчёт о походе – это значительно более подробный и обстоятельный документ, в деталях знакомящий с маршрутом, как правило, категорийного похода, с техникой и тактикой его прохождения. С методикой составления письменного отчёта о походе можно познакомиться по работам, список которых прилагается ниже. Однако лучше всего почитать сами отчёты о походах, но не любые, а только лучшие, грамотные, сделанные со знанием дела квалифицированными опытными путешественниками.
Удачных вам маршрутов, юные путешественники, по родному краю!
24.10.2009 г.
Приложение
ЛИТЕРАТУРА ПО МЕТОДИКЕ
СОСТАВЛЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ОТЧЁТА О ПОХОДЕ
1. УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЁТОВ О САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ. Утверждено Начальником Управления самодеятельного туризма В. Симаковым 20 марта 1975 г.
2. Десинов Л.В., Луговьер Д.А. МЕТОДИКА СУДЕЙСТВА СОРЕВНОВАНИЙ НА ЛУЧШЕЕ ТУРИСТСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. Издательство ЦРИБ «Турист». — М.: 1975.
3. Луговьер Д.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТЧЁТОВ О САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ. Издательство ЦРИБ «Турист». — М.: 1977.
4. Куликов В.М. и Ротштейн Л.М. СОСТАВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОГО ОТЧЁТА О ПЕШЕХОДНОМ ТУРИСТСКОМ ПУТЕШЕСТВИИ ШКОЛЬНИКОВ. ЦРИБ «Турист». — М.: 1985.
5. УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЁТОВ О ТУРИСТСКИХ СПОРТИВНЫХ ПОХОДАХ. Утверждено Постановлением Президиума Всесоюзной Федерации туризма от 19.11.1988 г. № 8-7.
6. Казанцев В.В. СОСТАВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОГО ОТЧЁТА О ТУРИСТСКОМ ВЕЛОСИПЕДНОМ ПОХОДЕ ШКОЛЬНИКОВ. Центральная детская туристско-экскурсионная станция СССР. — М.: 1990.
7. Казанцев В.В. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЁТА О СПОРТИВНОМ ПОХОДЕ И ЭКСПЕДИЦИИ. Раздел в книге «Велосипедный туризм», Издательство «Ключ». — М.: 1998. — с. 432-440.
8. СПОРТИВНЫЕ ПОХОДЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ
(5.1. Правила проведения соревнований туристских спортивных походов. Кодекс путешественника.
5.2. Типовая форма и содержание отчёта.
5.3. паспорт перевала, траверса, вершины или каньона.
5.4. Паспорт препятствий водного маршрута.
5.5. Паспорт препятствий веломаршрута.
5.7. Методика судейства Чемпионата.)
«Русский турист». Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг. — М.: 1998.
9. Казанцев В.В. ПИСЬМЕННЫЙ ОТЧЁТ О ПОХОДЕ С УЧАЩИМИСЯ. «Проблемы детско-юношеского туризма и краеведения», Издание РОО АДЮТК, — М.: № 8— 2000.
10. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ТУРИСТСКИХ СПОРТИВНЫХ ПОХОДОВ, ПУТЕШЕСТВИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ТУРОВ. КОДЕКС ПУТЕШЕСТВЕННИКА. «Русский турист». Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. Выпуск седьмой. — М.: 2001. С. 21-34.
11. Алексеев А.А. КАК ПИСАТЬ ОТЧЁТ. Пособие по составлению отчётов о туристских походах, путешествиях и спортивных турах. — М.: 2005. — 26 с.
12. Вестник Координационного совета по детско-юношескому туризму Восточного окружного Управления образования г. Москвы «РУССКОЕ ПОЛЕ». Условия соревнований по виду «Спортивный поход» в рамках Первенства по туризму среди учащихся и воспитанников образовательных учреждений Восточного округа г. Москвы. №№ 1-45. — М.: 2000-2009.
13. Соревнования по виду «Туристский поход» в рамках Первенства по туризму обучающихся государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы. СБОРНИКИ МАТЕРИАЛОВ. — М.: 2001-2009.
На правах рукописи: © В.В. КАЗАНЦЕВ, kazantsev-v@mail.ru