|
Педагогический потенциал детско-юношеского туризма Голованов В.П., д.п.н., проф., зав. лабораторией ИСВ РАО, научный руководитель эксп. площадки ИСВ РАО Теория и практика дополнительного образования, 2010, № 9, стр. 8-10 |
Детский туризм и краеведения в системе столичного образования
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования
нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния
человеческого капитала. Образование определяется в качестве процесса и
результата усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, оно
дополняется целевой установкой на отражение общенаучной картины современного
мира, представленной в глобалистике, а также трактуется как механизм передачи
знаний, непрерывно вырабатываемых наукой и культурой, народам планеты.
В этой связи необходимо отметить, что туризм несет в себе огромный
социально-культурный потенциал и является прежде всего важным элементом не
только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и других сфер
культуры и образования.
В первую очередь необходимо обратить внимание на подготовку юного поколения для
будущей работы в новых условиях экономики. А это значит, что необходима коренная
модернизация системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей
с переориентацией на воспитание социально ответственной, самостоятельной и
творческой личности. «Я не знаю сильнее воспитательного средства, чем летние
походы», - говорил в свое время великий педагог Антон Макаренко.
Мы живем в экологически неблагоприятной обстановке, обусловленной действием
вредных для организма веществ (промышленные и автомобильные газы, ядохимикаты,
удобрения, пищевые добавки). Предупреждая о возможных последствиях
расширяющегося вторжения человека в природу, еще полвека назад академик
В.И.Вернадский писал: «Человек становится геологической силой, способной
изменить лик Земли». Именно поэтому сейчас стоит очень остро проблема
«Окружающая среда и здоровье человека». Но прежде чем заботиться о своем
здоровье, необходимо, прежде всего, позаботиться об окружающей среде.
Экологический аспект дополнительного туристско-краеведческого образования детей
как фактор воспитания включает формирование у воспитанников сознательного
отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального
использования природных ресурсов.
В современных социокультурных условиях получают приоритетное значение
общечеловеческие ценности, которые базируются на культурно-национальной основе.
Очевидно, что процесс социализации личности молодого человека нуждается в
педагогической инструментовке, позволяющей исключить или, по крайней мере,
сгладить негативное воздействие неорганизованной социальной среды на
формирующуюся личность. В связи с этим одной из важнейших задач воспитания детей
и молодежи является развитие национального самосознания, формирование
ценностного отношения к своим историческим корням, менталитету, культуре,
традициям, родному языку, которая достигается через организацию дополнительного
туристско-краеведческого образования обучающихся в образовательных учреждениях
разного типа и вида.
Благодарен я судьбе за встречу, знакомство и дружбу с Александром
Александровичем Остапцом-Свешниковым. Именно он был первым ученым-внешкольником,
доктором педагогических наук. Так вот именно он считал и отмечал в свое время,
что исходя из рассмотренного воспитательного потенциала туристско-краеведческой
деятельности становится возможным и необходимым вовлечение в эту деятельность
детей, начиная с дошкольного возраста с разработкой соответствующих
дифференцированных программ начальной туристско-краеведческой подготовки.
Александр Александрович всегда подчеркивал, что детский туризм — уникальное
образовательно-воспитательное средство практически для людей всех возрастов:
средство воспитания и самовоспитания; образования и самообразования,
саморазвития.
В основе современного дополнительного туристско-краеведческого образования лежит
понятие туристско-краеведческой деятельности как обязательного компонента
«базового (основного) образования», осуществляемого образовательными
учреждениями разного типа и вида. Как компонент базового (основного) образования
своим воздействием туристско-краеведческая деятельность способна охватить всех
детей и подростков.
В детских объединениях туристско-краеведческого профиля педагоги дополнительного
образования учат воспитанников преодолевать естественные препятствия,
обеспечивать себя теплом, пищей, водой, оказывать доврачебную помощь. Это
позволяет психологически подготовить детей и подростков к нестандартным
ситуациям и адекватной реакции в экстремальных условиях жизни.
Дети, получая дополнительное туристско-краеведческое образование, уверенно
чувствуют себя с одноклассниками, друзьями, что позволяет им занять свою
социальную нишу в обществе. Проводя экскурсии, походы по родному краю,
педагоги-туристы подбирают в группы разновозрастных детей, что значительно
обогащает их опыт общения и расширяет контакты.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность в объединениях
туристско-краеведческого профиля строится на идеях:
• доступности (возможность каждого, кто хочет приобщиться к миру здоровья,
спорта, красоты, дружбы, выбрать для себя посильный маршрут, посильную форму
участия);
• последовательности (шаг за шагом, от простого к сложному, на каждом году
обучения идет расширение и углубление знаний, умений и навыков);
• коллективности (формирование «ответственной зависимости» каждого ребенка от
коллектива в целом);
• творческой деятельности (каждому ребенку дается возможность проявить себя в
разных ролях - от исполнителя до организатора туристских дел).
Дополнительное туристско-краеведческое образование детей способствуют раскрытию
и развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся (воспитанников),
образовательных интересов, а также самореализации и профессиональной ориентации.
Все это чрезвычайно важно и необходимо каждому ребенку, независимо от его общего
уровня развития, сформированности интересов, мотивации к обучению и социального
статуса семьи.
Дополнительное туристско-краеведческое образование детей основывается на
поисковой деятельности, которая содействует обогащению духовного наследия
обучающихся, развитию гуманных принципов, воспитанию гражданственности и
патриотизма. Сбор материалов о военнослужащих, оказавшихся в плену, пропавших
без вести, погибших в боях за наше Отечество, встречи с участниками Великой
Отечественной войны помогают перенимать лучшие человеческие и гражданские
качества этих людей, способствуют развитию у учащихся чувства гордости за свою
Отчизну и нацеливают на создание собственной «летописи минувших лет». Включаясь
в поисковую деятельность, юные туристы изучают целые поколения, составляют
семейные летописи, что способствует не только возобновлению в памяти имен
предков, но и раскрывает социально-экономические основы рода, трудовые и научные
достижения предшественников, об их взаимоотношениях в семье, трудовых
коллективах.
Дополнительное туристско-краеведческое образование детей является важнейшим
составляющим здорового образа жизни и выполняет, прежде всего, рекреативную
функцию. Участвуя в туристских мероприятиях, воспитанники восстанавливают свои
силы, укрепляют свое физическое и психическое здоровье.
А летние походы есть не что иное, как самое доступное приобщение в сфере туризма
и краеведения к здоровьеформированию.
На сегодняшний день формирование здорового образа жизни подрастающего поколения
является актуальной проблемой. Здоровье — это самое главное богатство в жизни
человека, которое отражает физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив, ибо он отлично себя чувствует,
способен получать моральное удовлетворение во всех сферах общественной
деятельности. Укрепление физического здоровья осуществляется путем вовлечения
обучающихся в различные виды спорта и туризма.
На современном этапе развития образования гуманизация воспитания предусматривает
обращение к личности обучающегося с целью научить его жить, развиваться,
утверждаться среди людей. Как известно, все это происходит в первую очередь в
семье. Именно семья выступает в роли воспитательного института, связь с которым
человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В семье закладываются
нравственные ценности человека, формируются нормы поведения, положительное
отношение к таким человеческим качествам как любовь, взаимопонимание,
ответственность, порядочность. В организации дополнительного
туристско-краеведческого образования детей семейное воспитание имеет
немаловажное значение, поскольку семья является основой жизнедеятельности
народа-этноса.
Таким образом, дополнительное туристско-краеведческое образование детей —
важнейший фактор развития личности. Оно содействует формированию у воспитанников
общекультурной и общепрофессиональной эрудиции; сформированности взглядов и
убеждений и умение их самостоятельно оценивать; участию в практической
общественной, культурной и профессиональной деятельности; духовной, нравственной
и гражданской культуры; развитой интеллектуальности.
Смысл, назначение и миссия развития дополнительного туристско-краеведческого
образования детей состоит в создании благоприятных условий для
духовно—нравственного роста обучающихся, воспитания гражданина страны, знающего
и любящего свою Родину, воспитания лидера XXI века.