|
Инновационные подходы к развитию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования туристско-краеведческого профиля Голованов В.П., д.п.н., проф., зав. лабораторией ИСВ РАО, научный руководитель эксп. площадки ИСВ РАО Теория и практика дополнительного образования, 2010, № 9, стр. 35-36 |
Московская городская станция юных туристов в настоящее время функционирует в
режиме развития, создавая и апробируя новые образовательные структуры, новые
программы и технологии, активно включаясь в инновационную деятельность. При этом
особое внимание уделяется работе с педагогическими кадрами, т.к. без хорошо
подготовленного педагога дополнительного образования, организатора детского
объединения туристского профиля, повышения результативности и качества
деятельности МосгорСЮТур добиться невозможно.
В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности
педагога дополнительного образования.
Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе
профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний,
умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать
функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Компетенции — опредмеченные в деятельности компетентности педагога, круг
вопросов, в которых он хорошо осведомлен, круг полномочий и прав.
Таким образом, компетенции относятся к деятельности, компетентность
характеризует субъекта деятельности. Мы рассматриваем знания, умения,
способности и личностные качества педагога с позиции профессиональной
компетентности.
В работе «Профессиональный стандарт педагогической деятельности» доктор
психологических наук, профессор, академик РАО Шадриков В.Д., основываясь на
европейских исследованиях, выделяет следующие профессиональные компетентности
педагога:
• базовые (личностные, постановка целей и задач педагогической деятельности,
мотивация учебной деятельности, организация учебной деятельности,
информационная, разработка программ педагогической деятельности и принятие
педагогических решений)
• специальные (формируются согласно уровню профессиональной подготовленности и
специализации педагога).
Владение на высоком уровне базовыми и специальными компетентностями позволяет
педагогу построить индивидуальный маршрут профессионального развития и стать
конкурентоспособной личностью на рынке образовательных услуг.
В последние годы интерес педагогов к совершенствованию профессиональной
деятельности растет. Появилось много работ, авторами которых являются Поташник
М.М., Селевко Г.К., Ильенко Л.П., Кларин М.В. и др., в которых раскрываются
различные аспекты развития профессиональной компетентности педагогов.
Однако высокий научно-теоретический потенциал не снимает трудности
педагогов-практиков, испытывающих сложности в организации работы по развитию
профессиональной компетентности педагогов, особенности в области дополнительного
образования.
Этим определяется актуальность выбранной нами темы «Инновационные подходы к
развитию профессиональной компетентности педагогов».
Цель исследовательской деятельности: Выявление актуальных направлений
модернизации работы по развитию профессиональной компетентности педагога с
учетом специфики создаваемых и внедряемых в МосгорСЮТур инноваций. Проведено
психолого-педагогическое исследование профессиональной компетентности, в котором
приняли участие педагоги МосгорСЮТур.
Результаты диагностики показывают, что педагоги испытывают затруднения:
• в области психолого-педагогической теории
• в области методики проведения учебных теоретических занятий.
Анализируя результаты диагностики, были определены следующие психологические
барьеры, препятствующие инновационной деятельности:
• низкая самооценка
• отсутствие способностей оценить результат своей деятельности
• боязнь инноваций и ряд др.
Таким образом, был выявлен ряд противоречий:
• старый опыт — новый статус, неготовность педагогов МосгорСЮТур к осмыслению
своего опыта, отбору инновационных форм содержания дополнительного
туристско-краеведческого образования детей;
• старые представления о профессиональной деятельности и новые требования.
Вышеуказанные противоречия и проблемы потребовали поиска путей модернизации
научно-методического обеспечения образовательного процесса, которое
рассматривается как обогащение педагогов, методистов дидактическими,
методическими знаниями, отвечающими современным требованиям педагогической науки
и практики.
Таким образом, Программа исследовательской деятельности направлена на:
• обеспечение возможностей педагогами постоянно повышать профессиональное
мастерство, удовлетворять свои образовательные потребности
• освоение эффективных педагогических технологий, позволяющих достигать
положительных результатов профессиональной деятельности
• совершенствование индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Этапы реализации программы:
1 этап 2007-2008 гг. — режим вхождения в эксперимент
2 этап 2008-2009 гг. — определение научно-методической основы исследования,
уточнение гипотезы.
3 этап 2009-2010 гг. — подведение итогов экспериментальной деятельности.
Мы уверены, что уже сегодня исследовательская деятельность помогла нам
сконструировать адаптивную систему организации эффективной работы по развитию
профессиональной компетентности педагогов центра.
Основные направлений повышения профессиональной деятельности:
• исследование, разработка и распространение инновационных идей через цикл
лекций, обучающие семинары и практикумы;
• социальное взаимодействие через создание творческих объединений педагогов;
• организация помощи в решении педагогической проблемы путем проведения серии
тренингов личностного роста;
• индивидуальная работа каждого педагога по повышению профессиональной
компетентности;
• аттестация.
Реализация основных направлений повышения профессиональной деятельности
осуществляется с учетом специфики и уровня подготовленности педагогических
работников:
1 — начинающие (молодые специалисты)
2 — педагоги без категорий
3 — педагоги 2 кв. категории
4 — педагоги 1 и высшей кв. категории
Формы работы по повышению профессионального мастерства:
• Школа молодого специалиста
• Школа успеха (для педагогов без категорий)
• Педагогический клуб «Туристская тропа» (для педагогов 2 кв. категории)
• Школа управленцев (для педагогов 1 и высшей кв. категории, методистов,
заведующих отделами)
• Методические объединения по специализации
• Информационные дни по заявкам отделов и методических объединений
• Фестиваль идей и достижений
• Научно-практические конференции
• Профессиональные конкурсы и смотры.
За время реализации программы МосгорСЮТур достиг следующих результатов:
• ежегодно проводятся региональные научно-практических конференции;
• ведется активная деятельность по разработке и внедрению инновационных
образовательных программ и проектов дополнительного туристско-краеведческого
образования детей;
• выпущены сборники материалов научно-практических конференций,
контрольно-измерительных материалов, профессиональных конкурсов, диагностической
программы изучения деятельности МосгорСЮТур, инновационных образовательных
программ;
• активное участие педагогов в конкурсах различных уровней и рангов;
• ведется тьютерское сопровождение участников профессиональных конкурсов;
• премию мэрии Москвы.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа и система повышения
профессиональной компетентности педагогов позволила нашему учреждению повысить
качество образовательного процесса и стать конкурентоспособным на рынке
образовательных услуг Москвы.