Кожин В.А.
Туристская картография. Часть 1.
Во всех школах туристской подготовки всех уровней всегда традиционно изучалась
тема «картография и ориентирование на местности», причём картографическая
составляющая этой темы традиционно же изучалась плохо. Картографию плохо знали
лекторы и, соответственно, слушатели; на экзаменах вопросы по этой теме почти не
задавали. После окончания школ туристской подготовки знания по картографии
оказывались и вовсе ненужными. Причина была одна – полное отсутствие самих
топографических карт.
С 2000-го года ситуация начала меняться. На сегодня частными коллекционерами
собрана громадная коллекция топографических карт всех масштабов, как зарубежных
(увы, часто на иностранных языках), так и отечественных на территорию бывшего
СССР и других стран мира. В Интернете появилось большое количество сайтов с
картами (самый мощный сайт – «Поехали»
http://maps.poehali.org/, на котором размещено несколько десятков тысяч
карт, в основном, свободных для скачивания).
Однако в туристской литературе почти не освещаются вопросы картографии, хотя
хороших статей по ориентированию традиционно много (лучшая, по мнению автора - в
книге К.В.Бардина «Азбука туризма»). Есть только ссылки на почти не доступную
широким туристским кругам книгу «Военная топография».
В данной статье автор попытается рассмотреть ряд вопросов туристской
картографии.
Итак, топографическая карта – изображение местности (ситуации и рельефа)
на листе бумаги в определённой проекции в определённом масштабе с помощью
определённой системы условных знаков.
Данное определение включает в себя ряд понятий, нуждающихся в собственных
определениях.
Ситуация – всё, что находится на поверхности земли, а также подземные
коммуникации.
Рельеф – форма самой поверхности земли.
Проекция. Понятие довольно сложное. Спроецировать и нарисовать
поверхность шарообразной земли на плоском листе бумаги без искажений
теоретически невозможно. Проекция – математическая формула, применяемая
при отображении поверхности шарообразной земли на плоскость. Для разных задач
значимыми оказываются совершенно различные искажения (в различных направлениях
по карте). Поэтому основных проекций, в которых создаются топографические карты,
около 2 000 – каждая со своей системой искажений. Теоретически же проекций может
быть неограниченное количество. Привычные нам топографические карты издания
военно-топографического управления Генерального штаба (ВТУ ГШ) создаются в
равноугольной поперечно-циллиндрической проекции Гаусса-Крюгера, использующей
эллипсоид Красовского (равноугольная проекция Гаусса). На Западе используют, в
основном, проекцию Меркатора.
Со значимыми эффектами проекций туристам приходится сталкиваться при «снятии»
азимутов с карты и практической работе с магнитным и истинным азимутами,
сближением меридианов и магнитным склонением. Вся эта информация вынесена на
зарамочное оформление листа топокарты, но об этом – несколько позже.
Масштаб – число, показывающее, во сколько раз все расстояния на местности
больше одноимённых расстояний на карте. Естественно, для разных масштабов числа
эти «круглые». Иначе трудно будет пересчитывать измерения длин линий,
выполненных по карте, в расстояния на местности.
Система условных знаков – полный аналог алфавита при чтении книг. Без
знания условных знаков «читать» карту невозможно. Знаки делятся на две большие
группы: знаки ситуации и рельефа. Все знаки (даже подписи) рельефа рисуются
коричневым цветом (точнее, это цвет «жжёная сиена»). Знаки ситуации делятся на
группы: населённые пункты, дорожная сеть, коммуникации (наземные и подземные),
растительность, гидрография, различные подписи и точечные объекты. Так - по
группам - их лучше всего и изучать.
Вообще-то, для каждого масштаба карты характерны свои наборы знаков, но они
очень похожи, и изучать знаки применительно к определённым масштабам туристам в
их практической деятельности незачем.
Карты ВТУ ГШ СК-42 (системы координат 1942 года) по способам создания (проекции)
и вычерчивания, системам условных знаков, зарамочному оформлению, масштабному
ряду, – в общем, по внешнему виду и способам работы с листом карты, являются
эталонными, а «СК-42» стал своеобразным неофициальным ГОСТом. Поэтому, несмотря
на то, что данные карты (в формате СК-42) делали и делают великое множество
государственных министерств и ведомств и даже отдельные частные фирмы и местные
органы власти и управления, на туристском «сленге» все они называются
топокартами Генштаба.
В дальнейшем мы будем придерживаться термина «топокарты Генштаба СК-42», или
просто «топокарты Генштаба».
Топокарты Генштаба имеют строго определённый масштабный ряд:
1: 1 000 000 («десятикилометровка» или «миллионка» – 1 см на карте соответствует
10 км на местности)
1: 500 000 («пятикилометровка» – 1см на карте соответствует 5 км на местности)
1: 200 000 («двухкилометровка» – 1см на карте соответствует 2 км на местности)
1: 100 000 («километровка» – 1см на карте соответствует 1 км на местности)
1: 50 000 («полукилометровка», «пятидесятитысячник» – 1 см на карте
соответствует 500 м на местности)
1: 25 000 («двухсотпятидесятиметровка», «двадцатипятитысячник» – 1 см на карте
соответствует 250 м на местности)
1: 10 000 («стометровка», «десятитысячник» - 1 см на карте соответствует 100 м
на местности)
Карты масштабов мельче «миллионки» относятся к общегеографическим картам, а
крупнее «стометровки» к планам местности.
Понятия «крупномасштабные» и «мелкомасштабные» карты –
относительные. Применяют их относительно сравнения карт разных масштабов, либо
же относительно решаемой задачи. Так одна и та же карта может быть как
«мелкомасштабной», так и «крупномасштабной», в зависимости от решаемой задачи.
Например, «двухкилометровка» для нужд автомототуристов в степных районах
оказывается слишком крупномасштабной и поэтому неудобной, а в высокогорных
районах для нужд горных туристов и альпинистов слишком мелкомасштабной и поэтому
также неприемлемой. Так же относительными являются и понятия «общегеографическая
карта» и «план местности». Абсолютны эти понятия только при рассмотрении
масштабного ряда топокарт Генштаба.
В туристских походах находят применение карты различных масштабов. Для водного
туризма наиболее удобны «двухкилометровки» + GPS-навигатор + хорошая лоция. В
лыжных и пешеходных походах в равнинной местности наиболее подходящими являются
«километровки». Для высокогорья (для горных туристов) и различных походов в
среднегорье предпочтительнее «полукилометровки».
Всё же основным масштабом туристских карт нужно, по мнению автора, признать «километровку».
Эти карты не секретны (гриф «ДСП» на них – «для служебного пользования» -
означает конфиденциальность информации, в отличие от «секретно» - присутствие
государственной тайны), их можно хранить и использовать в любой местности. В то
же время, информативности этих карт для подавляющего большинства туристских
задач вполне достаточно.
Листов карт создано огромное количество. Только «миллионок» и только на
территорию СССР более 150. «Пятикилометровок» в 4 раза больше.
«Двухкилометровок» в 36 раз больше. «Километровок» в 144 раза больше. Про более
крупные масштабы и думать страшно. Чтобы как-то систематизировать такое
количество листов, была придумана «номенклатура листа топокарты».
Номенклатура листа топокарты Генштаба – уникальный индивидуальный номер
каждого листа топокарты Генштаба.
Основным номенклатурным листом стала «миллионка». Ещё лист карты «миллионного»
масштаба в геодезии зовут «трапеция», а на сленге всевозможных «полевиков» –
«квадрат».
Вся планета Земля была разбита меридианами на 6-градусные по долготе (ширине)
зоны и параллелями на 4-градусные по широте (высоте) линии. Каждый квадрат «миллионки»
и получился 6 х 4 градуса.
Точкой отсчёта для линий стал экватор, от которого отсчёт пошёл как на север (в
северном полушарии), так и на юг (в южном полушарии). Линии договорились
обозначать буквами латинского алфавита от А (с обеих сторон от экватора) до Х на
обоих полюсах (в Северном полушарии в СССР до U – Земля Франца-Иосифа. Севернее
у нас земли нет.). А чтобы не путать Северное и Южное полушарие, после
номенклатуры листа Южного полушария пишется Ю.П.
PS. В частных коллекциях часто вместо Ю.П. перед номенклатурой листов Южного
полушария пишут букву s.
Точкой отсчёта 6-градусных зон стал 180-тый меридиан. Зоны считаются от него
слева направо (т.е. к востоку) от 1 до 60 (полный круг). При этом, точкой
отсчёта географических координат по долготе служит 1-й меридиан (Гринвич) и
координаты считаются от него как на восток, так и на запад до 180-го меридиана.
Такова уж историческая традиция.
Для листа «миллионки» первой в номенклатуре записывается буква линии, затем
через дефис цифра зоны. Например, номенклатура листа «миллионки» для Москвы:
N-37.
Дальнейшая разбивка на более крупномасштабные листы с соответствующими
номенклатурами происходит так:
N-37- лист миллионки (1:1 000 000)
N-37-А,Б,В или Г - пятикилометровки (1:500 000) - 4 листа в листе миллионки (2х2
листа)
N-37-I,II,III-...-XXXIV,XXXV,XXXVI - двухкилометровки (1:200 000) - 36 листов в
листе миллионки (6х6 листов)
N-37-1,2,3-...-142,143,144 - километровки (1:100 000) - 144 листа в листе
миллионки (12х12 листов)
N-37-014-А,Б,В или Г - полукилометровки (1:50 000) - 4 листа в листе
километровки (2х2 листа)
N-37-014-А-а,б,в или г - 250-метровки (1:250 000) - 4 листа в листе
пятисотметровки(2х2 листа)
N-37-014-А-а-1,2,3 или 4 - 100-метровки (1:10 000) - 4 листа в листе
250-метровки (2х2 листа)
Номенклатуры листов печатаются в правом верхнем углу зарамочного оформления
листа карты (на более старых картах наверху в центре).
Иностранные карты имеют свои системы номенклатур. Некоторые, например, Монголия
и ряд бывших стран Варшавского договора, пользуются нашими.
Более крупномасштабные планы местности имеют свою структуру номенклатур.
Т.к. меридианы на полюсах сходятся в одну точку, высокоширотные участки
6-градусных зон становятся очень узкими. Чтобы не работать с узкими листами карт
принято сдваивать листы по ширине на линиях P,Q,R,S, а, начиная с линии T
счетверять.
Номенклатуры 10км будут выглядеть:
сдвоенные Р-37, 38
счетверённые Т-37,38,39,40
а номенклатуры 1км:
сдвоенные Р-37-001,002
счетверённые Т-37-001,002,003,004
С появлением компьютеров возникла проблема. При создании электронных каталогов
листов карт выяснилось, что программное обеспечение недружелюбно относится к
кириллице и уж совсем не понимает римские цифры. Их и записать-то можно только
заглавными буквами латинского алфавита.
После исследования проблемы сообщество коллекционеров как-то стихийно пришло к
замене всех русских и латинских букв и цифр на арабские цифры. В итоге
номенклатура «стометровки» (см. выше) стала выглядеть в коллекциях так:
N-37-014-1-1-1,2,3 или 4.
При этом по понятным причинам номенклатуры 5 км, 2 км и 1 км приняли вид:
5 км :N-37-1 (от 1 до 4 листов)
2 км: N-37-01 (от 1 до 36 листов)
1 км: N-37-001 (от 1 до 144 листов)
ВТУ ГШ пошло ещё дальше и заменило латинские буквы в номенклатуре на их
порядковые номера в латинском алфавите, записанные арабскими цифрами.
Номенклатура Московского листа «миллионки» стала: 14-37. Подобные номенклатуры
синим или красным цветом начали впечатывать в листы карт рядом со стандартной
номенклатурой для удобства компьютерной обработки и учёта в картохранилищах.
Карты-Бланковки
Ещё одной проблемой явилось создание поисковой системы, позволяющей быстро найти
нужный лист карты и определить его номенклатуру, особенно в докомпьютерную
эпоху.
Такая поисковая система была создана с помощью карт-бланковок. Бланковка –
контурная карта с нанесённой на неё сеткой-разбивкой под листы топокарт
определённых масштабов. Такие карты-бланковки созданы под все масштабы топокарт
ГШ. Их можно назвать графической поисковой системой первого уровня.
С появлением компьютеров карты-бланковки начали делать с применением
мелкомасштабных общегеографических карт или космических снимков, связывая
«квадратики» листов карт (снимков) на бланковке с соответствующими листами самих
карт. Получились хорошие электронные поисковые системы, реализованные
более-менее успешно на большом количестве картографических сайтов.
На сайте турклуба «Вестра» реализована своя бланковка:
http://www.westra.ru/reports/blankmap.html
Поскольку контурные карты бланковок не очень подробны, поиск нужного листа не
грешит высокой точностью. Наиболее удачной идеей организации более детальной
поисковой системы явилось нанесение сетки-разбивка под 1км и 500м на листы карт
10км масштаба. Такую работу для масштаба 1км автор проделал для всей территории
бывшего СССР. Получилась неплохая графическая поисковая система второго
уровня.
С появлением компьютеров была реализована и другая идея: поиск нужных листов по
названиям населённых пунктов и других географических объектов. Правда, названия
эти часто одинаковы для географических объектов в различных местах страны, и
поисковые системы выдают сразу несколько различных листов карт, но с уточнением
списков названий и характеристик географических объектов эту проблему со
временем удастся решить.
Немного о степени закрытости картографических материалов.
Степень закрытости карт с Советских времён сильно изменилась.
На сегодня :
10 км – не секретны
5 км – не секретны
2 км – не секретны
1 км – ДСП («для служебного пользования», что-то среднее между «секретно» и «не
секретно», означает конфиденциальность информации)
500м, 250м и 100м – имеют гриф «секретно» по масштабу.
Гриф «ДСП» автоматически (по масштабу) присваивается Госгеонадзором всем «километровкам»
в формате СК-42. Кроме того организация, создавшая конкретный лист карты,
обладает на него авторскими правами.
В обоих случаях основных требований по конфиденциальности информации два: запрет
на тиражирование и запрет на коммерческое использование без соответствующих
разрешений.
Распечатка «километровок» в единичном экземпляре и использование в
некоммерческом самодеятельном походе хоть и является нарушением, но настолько
мелким, что вышеуказанные структуры просто не обращают (возможно, пока) на это
внимания.
Какие-либо разговоры о рассекречивании более крупномасштабных карт по срокам
давности несостоятельны. Внутри каждого масштаба имеются листы разных лет съёмки
и издания, в том числе и довольно свежие. Поэтому сам масштаб карт может быть
рассекречен только решением соответствующих компетентных госструктур. А вот
отдельные листы крупномасштабных карт могут быть рассекречены, в том числе и за
давностью лет съёмки, но официально это довольно сложная и малодоступная широкой
туристской общественности процедура.
«Старение» топокарт.
Массовая плановая топосъёмка и создание топокарт на территорию СССР велась
Державой с 70 по 90 годы, т.е. до развала Союза. Подобная работа – дело
исключительно дорогостоящее, и, хотя Роскартография и ведёт собственную съёмку и
обновление карт, масштабы этой работы не идут ни в какое сравнение с
доперестроечными. Поэтому основной блок имеющихся у туристов карт 20-30-летней
давности.
PS. По слухам известно, например, что якуты, используя деньги от алмазной
промышленности, заказали и получили «километровки» на всю Якутию примерно 2000 г
съёмки., но никто ни одного листа из этой подборки не видел (по крайней мере из
знакомых автора). Тут уж «кто платит, тот и заказывает музыку».
Человек прокладывает коммуникации, строит дороги и населённые пункты, сводит
леса и осушает болота, распахивает пашни и ведёт серьёзное дачное строительство
вокруг крупнейших мегаполисов, создаёт новые водохранилища. Реки в ряде регионов
промывают новые русла ежегодно. Появляются и исчезают различные «закрытые»
территории, вообще не отмеченные на картах. Единственное, что остаётся
неизменным долгое время – рельеф.
В этих условиях «старение» топокарт происходит быстро.
Полностью победить это «бедствие» невозможно. Новые топокарты в массовых
количествах появятся не скоро. Но есть ряд путей решения проблемы:
- использование 2км и 1км атласов, издаваемых открытыми тиражами. В этих картах
присутствуют часть новых дорог, населённых пунктов и дачных посёлков,
- использование Гугловских космических снимков. Использовать снимки удобно
именно в паре со старыми топокартами. В противном случае для надёжного «чтения»
снимка необходимо быть опытным дешифровщиком,
- использование свежих лоций, описаний перевалов и технических описаний
маршрутов. Увы, использование топокарт не даёт никакой информации о качестве
препятствий (порогах и перевалах), кроме их точного местоположения и высот,
- использование GPS-приёмников для определения своего местоположения и
ориентирования в сложных метеоусловиях,
- очень полезным с точки зрения изучения различных туристских объектов является
использование туристских карт, схем и планов местности общегосударственных и
местных издательств, а также краеведческой литературы,
- наконец, исключительно удобными и наглядными для ориентирования в горной
местности являются самодельные картосхемы «хребтовки», на которые в специальной
системе топознаков наносятся хребты (с вершинами и перевалами), реки, дороги,
тропы, мосты, броды и другая важная для туристов информация. Некоторые подобные
карты (например «хребтовки», созданные лучшим туристским картографом бывшего
СССР Вадимом Германовичем Ляпиным – «ляпинки» на туристском сленге) обладают
большой точностью, наглядностью и насыщенностью.
Наибольший эффект при изучении местности и ориентировании на ней даёт совместное
использование всех вышеперечисленных материалов и карт.
В.А.Кожин, Академик МАДЮТ
Инструктор пешеходного туризма
Методист по ТКР ДООЦ «Истра» ЦОУО ДО г. Москвы
Ноябрь 2008 – июль 2009 г.