Туристское краеведение - что это?
Под спортивным туристским походом понимается прохождение маршрута
определенной протяженности в соответствии с категорией сложности, определяемой
спортивными нормативами. По действующей спортивной классификации выделяют
простые туристские походы (3 степени) и сложные — категорийные туристские походы
(6 категорий). В школьном возрасте максимально доступны спортивные походы 4
категории сложности.
Кроме педагогической задачи, спортивный поход предполагает выполнение
спортивного норматива для получения соответствующей квалификации. Для
прохождения маршрута необходимы хорошая физическая и психологическая подготовка
всех участников, умение взаимодействовать в группе. Распорядок дня подчиняется
спортивным целям, сущность которых — в успешном и безопасном прохождении
маршрута в любую погоду в условиях автономности.
Становление спортивной группы туристов-школьников обуславливает необходимость
путешествий в новых географических районов и постепенное их усложнение.
В то же время практика проведения спортивных походов показала, что для
безопасного прохождения маршрута необходимо глубокое знание района путешествия,
включая знание традиций местного населения и особенностей преодолеваемых
естественных препятствий (перевалы, броды, пороги). То есть краеведческая
информация жизненно необходима спортивной группе как в процессе подготовки и во
время проведения похода, так и по его окончании для анализа и систематизации
собранной информации. Эта информация традиционно представляется в виде
туристского отчета о походе. Такой отчет в общем виде включает в себя сведения о
районе похода, график прохождения маршрута, его техническое описание, карты,
фотографии.
Краеведческая информация входит в контекст спортивного отчета, однако в походах
со школьниками в отчете о маршруте собранная краеведческая информация выделяется
в отдельный раздел. Это связано с особой ролью краеведения в спортивном походе
со школьниками как наиболее эффективной комплексной формы обучения, воспитания и
развития юного туриста в значимой для него туристской деятельности.
Хотя под краеведением понимается широкая группа проблем в разных областях
знаний, можно говорить об особенной форме краеведения — туристском краеведении,
являющемся естественным для спортивного похода. Такое выделение вызвано
необходимостью сочетания в краеведческой работе обеспечения безопасного
прохождения маршрута и педагогически организованной деятельности детей. А
добывание новой научной краеведческой информации для спортивного похода со
школьниками не характерно, поскольку для этого необходимы особенные условия
(дополнительное время, приборы и т.п.).
Нельзя думать, что спортивность в школьном туризме, предполагая только
физические нагрузки, исключает обучение и развитие участников похода. Безопасное
прохождение сложного маршрута, с преодолением естественных препятствий
невозможно без знания всеми участниками группы природы, экономики и населения
района путешествия. Туристу—спортсмену жизненно важно знать прикладные элементы
метеорологии, гидрологии, геологии, биологии, экономической географии,
топонимики, этнографии и т.п. Умение прогнозировать явления природы (погода,
паводок, камнепад, лавины), и налаживать взаимоотношение с людьми (как внутри
группы, так и с местным населением) является залогом безаварийности похода.
Необходимость составления «Отчета о походе» требует умения работать с
документами, картами, анализировать полученную информацию, грамотно и доступно
изложить ее письменно, на схемах и рисунках.
Примером органично вписанного в спортивный поход выполнения краеведческого
исследования может быть изучение вопросов топонимики на маршруте, где в первую
очередь рассматривается связь информации, заложенной в географическом названии,
с характеристикой естественного препятствия. Другим примером может служить
изучение лекарственных, съедобных и опасных растений в условиях путешествия, а
не полное ботаническое описания района.