Н.А. Костерев,  Ю.С. Самохин

Материалы к сборнику "Туристское краеведение"


Глава 1. Определение туристского краеведения.


Туристское краеведение - что это?

Под спортивным туристским походом понимается прохождение маршрута определенной протяженности в соответствии с категорией сложности, определяемой спортивными нормативами. По действующей спортивной классификации выделяют простые туристские походы (3 степени) и сложные — категорийные туристские походы (6 категорий). В школьном возрасте максимально доступны спортивные походы 4 категории сложности.

Кроме педагогической задачи, спортивный поход предполагает выполнение спортивного норматива для получения соответствующей квалификации. Для прохождения маршрута необходимы хорошая физическая и психологическая подготовка всех участников, умение взаимодействовать в группе. Распорядок дня подчиняется спортивным целям, сущность которых — в успешном и безопасном прохождении маршрута в любую погоду в условиях автономности.

Становление спортивной группы туристов-школьников обуславливает необходимость путешествий в новых географических районов и постепенное их усложнение.

В то же время практика проведения спортивных походов показала, что для безопасного прохождения маршрута необходимо глубокое знание района путешествия, включая знание традиций местного населения и особенностей преодолеваемых естественных препятствий (перевалы, броды, пороги). То есть краеведческая информация жизненно необходима спортивной группе как в процессе подготовки и во время проведения похода, так и по его окончании для анализа и систематизации собранной информации. Эта информация традиционно представляется в виде туристского отчета о походе. Такой отчет в общем виде включает в себя сведения о районе похода, график прохождения маршрута, его техническое описание, карты, фотографии.

Краеведческая информация входит в контекст спортивного отчета, однако в походах со школьниками в отчете о маршруте собранная краеведческая информация выделяется в отдельный раздел. Это связано с особой ролью краеведения в спортивном походе со школьниками как наиболее эффективной комплексной формы обучения, воспитания и развития юного туриста в значимой для него туристской деятельности.

Хотя под краеведением понимается широкая группа проблем в разных областях знаний, можно говорить об особенной форме краеведения — туристском краеведении, являющемся естественным для спортивного похода. Такое выделение вызвано необходимостью сочетания в краеведческой работе обеспечения безопасного прохождения маршрута и педагогически организованной деятельности детей. А добывание новой научной краеведческой информации для спортивного похода со школьниками не характерно, поскольку для этого необходимы особенные условия (дополнительное время, приборы и т.п.).

Нельзя думать, что спортивность в школьном туризме, предполагая только физические нагрузки, исключает обучение и развитие участников похода. Безопасное прохождение сложного маршрута, с преодолением естественных препятствий невозможно без знания всеми участниками группы природы, экономики и населения района путешествия. Туристу—спортсмену жизненно важно знать прикладные элементы метеорологии, гидрологии, геологии, биологии, экономической географии, топонимики, этнографии и т.п. Умение прогнозировать явления природы (погода, паводок, камнепад, лавины), и налаживать взаимоотношение с людьми (как внутри группы, так и с местным населением) является залогом безаварийности похода. Необходимость составления «Отчета о походе» требует умения работать с документами, картами, анализировать полученную информацию, грамотно и доступно изложить ее письменно, на схемах и рисунках.

Примером органично вписанного в спортивный поход выполнения краеведческого исследования может быть изучение вопросов топонимики на маршруте, где в первую очередь рассматривается связь информации, заложенной в географическом названии, с характеристикой естественного препятствия. Другим примером может служить изучение лекарственных, съедобных и опасных растений в условиях путешествия, а не полное ботаническое описания района.

 

 


Оглавление