Краеведческую
деятельность со школьниками необходимо строить, прежде всего, как перспективу
педагогическую, акцентируя внимание на учебно-воспитательные задачи краеведения,
на задачи всего комплекса туристско-краеведческой деятельности, и прежде всего,
обеспечения безопасности и здоровья детей. При этом общественное значение
краеведческих исследований в работе с детьми необходимо искать не в научности, а
в формировании и становлении личности человека через смену сфер деятельности, в
сотрудничестве педагога и подростка.
Наиболее осмысленно краеведческий раздел «Отчета о походе» выполняется при
условии четкой перспективы его дальнейшего использования — накопления
краеведческой информации по районам путешествий.
Краеведческие исследования, отвечающие указанным условиям и
принципам, удобно представить в туристском «Отчете о походе» в следующем виде:
1) вступление по теме работы с указанием её педагогических и познавательных
целей;
2) описание методики работы;
3) содержание проделанной работы;
4) выявленные особенности в краеведческой характеристике района, познавательное
значение выполненной работы;
5) использование на маршруте собранной информации;
6) выводы и практические рекомендации, в т.ч. для руководителей походов в данном
районе;
7) список литературы;
8) иллюстративный материал (рисунки, фото, карты и т.п.).
Тема задания может быть связана: а) с посещением экскурсионных объектов, б) с
изучением района похода, в) с проведением исследований в каких-либо областях
знания для получения краеведческой информации.
Необходимо при выборе темы краеведческого задания учесть возможное его значение
для последующего безопасного прохождения маршрута другими группами, расширения
педагогического, познавательного и рекреационного потенциала района путешествия.
Подобная форма была использована при проведении туристских походов школьников в
рамках Первенства г. Москвы по туризму.
Такая логика построения краеведческого отчета связана с тем, что этот материал
станет естественным дополнением к техническому описанию маршрута, пополнит
библиотеку МКК (Маршрутно-квалификационной комиссии), тем самым поможет
следующим группам более полно представить особенности района путешествия. Кроме
того, содержание краеведческого раздела может представить методику работу группы
и руководителя по сбору материалов в условиях похода со школьниками, что может
послужить руководством для руководителей и краеведов других групп. Помимо
библиотеки МКК, как основной формы использования краеведческих исследований,
возможно участие в краеведческих чтениях, конференциях и слетах, проведение
тематических школьных уроков с использованием походных материалов, создание
экспозиций и передача собранного в музеи.
Техническое описание маршрута
Завершающим этапом
спортивного туристского похода, в первую очередь, является составление отчета о
походе и передача его в маршрутно-квалификационную комиссию. Причем,
краеведческие сведения в отчет входят почти во все его разделы. Для написания
этих разделов отчета важно перед походом организовать сбор необходимой
информации (литературные источники, отчеты в библиотеке МКК, консультации у
членов МКК, и т.п.), а в самом походе организовать проведение необходимых
наблюдений, фиксацию пути движения, корректировку карты, описание интересных
объектов на маршруте и т.п.
Что бы техническое описание было насыщенным, помогало следующим группам
безаварийно пройти маршрут, полностью отражало действительность, можно
руководствоваться следующими требованиями к техническому описанию маршрута.
Основные требования к техническому описанию маршрута:
1. описание ведется в хронологической последовательности;
2. описываются ориентиры и расстояния между ними, направления движения, наличие
и характеристика троп, дорог, растительности, рельефа, рек, населенных пунктов,
мест ночлега, купания, наличие источников питьевой воды, описание сложных
участков и действий группы при их преодолении, применяемая страховка и меры
безопасности;
3.дается описание действий самой группы на маршруте, а не советы по прохождению
(для водного похода техническое описание маршрута должно представлять собой не
только лоцию реки, но и описание действий группы при преодолении препятствий);
4. описание должно соответствовать карте и фотографиям.
При характеристике элементов ландшафта в техническое описание попадают только те
его особенности, которые важны для безопасного движения по маршруту. Так,
например, при описании долины реки ограничиваемся только указанием общего
профиля долины, окружающей растительности, проходимости берегов, а делать полное
геоморфологическое описание долины нет необходимости.
Спортивный туристский поход характеризуется обязательным преодолением на
маршруте естественных препятствий. Именно их количество и трудность преодоления
определяют сложность маршрута, именно они являются ключевыми участками маршрута,
его «изюминками». Описания таких участков рекомендуется проводить по
стандартизированным методикам, разработанным Туристско-спортивным союзом России
и опубликованным в сборнике «Русский турист». Это позволяет наиболее полно
отразить все необходимые характеристики объекта, заниматься систематизацией
таких сложных участков, вести картотеки перевалов, вершин и т.п.
Составление такого туристского отчета о спортивном походе должно считаться
полноправным краеведческим материалом и даже краеведческим исследованием для
спортивных туристских групп, неразрывной составляющей каждого похода со
школьниками.