Н.А. Костерев,  Ю.С. Самохин

Материалы к сборнику "Туристское краеведение"


Глава 2. Педагогические требования к организации краеведческих исследований в туристском походе


Краеведческую деятельность со школьниками необходимо строить, прежде всего, как перспективу педагогическую, акцентируя внимание на учебно-воспитательные задачи краеведения, на задачи всего комплекса туристско-краеведческой деятельности, и прежде всего, обеспечения безопасности и здоровья детей. При этом общественное значение краеведческих исследований в работе с детьми необходимо искать не в научности, а в формировании и становлении личности человека через смену сфер деятельности, в сотрудничестве педагога и подростка.

Наиболее осмысленно краеведческий раздел «Отчета о походе» выполняется при условии четкой перспективы его дальнейшего использования — накопления краеведческой информации по районам путешествий.

Краеведческие исследования, отвечающие указанным условиям и принципам, удобно представить в туристском «Отчете о походе» в следующем виде:

1) вступление по теме работы с указанием её педагогических и познавательных целей;
2) описание методики работы;
3) содержание проделанной работы;
4) выявленные особенности в краеведческой характеристике района, познавательное значение выполненной работы;
5) использование на маршруте собранной информации;
6) выводы и практические рекомендации, в т.ч. для руководителей походов в данном районе;
7) список литературы;
8) иллюстративный материал (рисунки, фото, карты и т.п.).

Тема задания может быть связана: а) с посещением экскурсионных объектов, б) с изучением района похода, в) с проведением исследований в каких-либо областях знания для получения краеведческой информации.

Необходимо при выборе темы краеведческого задания учесть возможное его значение для последующего безопасного прохождения маршрута другими группами, расширения педагогического, познавательного и рекреационного потенциала района путешествия. Подобная форма была использована при проведении туристских походов школьников в рамках Первенства г. Москвы по туризму.

Такая логика построения краеведческого отчета связана с тем, что этот материал станет естественным дополнением к техническому описанию маршрута, пополнит библиотеку МКК (Маршрутно-квалификационной комиссии), тем самым поможет следующим группам более полно представить особенности района путешествия. Кроме того, содержание краеведческого раздела может представить методику работу группы и руководителя по сбору материалов в условиях похода со школьниками, что может послужить руководством для руководителей и краеведов других групп. Помимо библиотеки МКК, как основной формы использования краеведческих исследований, возможно участие в краеведческих чтениях, конференциях и слетах, проведение тематических школьных уроков с использованием походных материалов, создание экспозиций и передача собранного в музеи.


Техническое описание маршрута

Завершающим этапом спортивного туристского похода, в первую очередь, является составление отчета о походе и передача его в маршрутно-квалификационную комиссию. Причем, краеведческие сведения в отчет входят почти во все его разделы. Для написания этих разделов отчета важно перед походом организовать сбор необходимой информации (литературные источники, отчеты в библиотеке МКК, консультации у членов МКК, и т.п.), а в самом походе организовать проведение необходимых наблюдений, фиксацию пути движения, корректировку карты, описание интересных объектов на маршруте и т.п.

Что бы техническое описание было насыщенным, помогало следующим группам безаварийно пройти маршрут, полностью отражало действительность, можно руководствоваться следующими требованиями к техническому описанию маршрута.

Основные требования к техническому описанию маршрута:
1. описание ведется в хронологической последовательности;

2. описываются ориентиры и расстояния между ними, направления движения, наличие и характеристика троп, дорог, растительности, рельефа, рек, населенных пунктов, мест ночлега, купания, наличие источников питьевой воды, описание сложных участков и действий группы при их преодолении, применяемая страховка и меры безопасности;

3.дается описание действий самой группы на маршруте, а не советы по прохождению (для водного похода техническое описание маршрута должно представлять собой не только лоцию реки, но и описание действий группы при преодолении препятствий);

4. описание должно соответствовать карте и фотографиям.

При характеристике элементов ландшафта в техническое описание попадают только те его особенности, которые важны для безопасного движения по маршруту. Так, например, при описании долины реки ограничиваемся только указанием общего профиля долины, окружающей растительности, проходимости берегов, а делать полное геоморфологическое описание долины нет необходимости.

Спортивный туристский поход характеризуется обязательным преодолением на маршруте естественных препятствий. Именно их количество и трудность преодоления определяют сложность маршрута, именно они являются ключевыми участками маршрута, его «изюминками». Описания таких участков рекомендуется проводить по стандартизированным методикам, разработанным Туристско-спортивным союзом России и опубликованным в сборнике «Русский турист». Это позволяет наиболее полно отразить все необходимые характеристики объекта, заниматься систематизацией таких сложных участков, вести картотеки перевалов, вершин и т.п.

Составление такого туристского отчета о спортивном походе должно считаться полноправным краеведческим материалом и даже краеведческим исследованием для спортивных туристских групп, неразрывной составляющей каждого похода со школьниками.

 

 


Оглавление