Н.А. Костерев,  Ю.С. Самохин

Материалы к сборнику "Туристское краеведение"


Глава 3. Формы краеведческих исследований в спортивном походе

  3.1. урок на местности (обучение краеведческим навыкам);
  3.2. обучение краеведческим навыкам
  3.3. темы уроков
  3.4. уроки на местности по школьным предметам (опыт 654 школы)
    


Мы предлагаем в спортивных туристских походах в зависимости от его сложности, возраста и подготовки участников следующие формы краеведческих исследований:
1. урок на местности (обучение краеведческим навыкам);
2. техническое описание маршрута;
3. краеведческое исследование (пополнение базы данных о районе путешествия).

Каждая из этих форм может стать полноценной краеведческой составляющей спортивного туристского похода, но наиболее эффективно их сочетание. Например, в водном походе по р.Москве (рук. Сафронова М.Ю., июнь 1999 г.) группа научилась проверять и очищать питьевую воду (урок на местности), составила «Отчет о походе» (техническое описание) и собрала сведения о наличии источников питьевой воды на маршруте (краеведческое исследование).

Эти формы позволяют увязать содержание краеведческих знаний с содержанием типового базисного плана и ступенями обучения в школе, и активного использовать их в образовательных программах дошкольного (семейного), начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, в том числе и специального (коррекционного) обучения, в профессиональном и дополнительном образовании.

Урок на местности

В ходе подготовки к спортивному походу, на тренировочных выходах, а также во время самого путешествия можно провести обучение детей конкретным краеведческим исследовательским навыкам.

Оптимальной формой такого обучения могут быть уроки на местности. В ходе проведения Первенства Москвы по туризму среди школьников командам был предложен «Свод краеведческих исследовательских навыков, необходимых в путешествии, экскурсии, экспедиции», в соответствии с которым во время зачетного похода уроки на местности были проведены и представлены на поляне слета.

Свод краеведческих исследовательских навыков, необходимых в путешествии, экскурсии, экспедиции:

1. Определение расстояний, высоты, угла склона и т.п. на местности, реальные способы ориентирования по местным признакам.
2. Тропа как элемент природы; (изучение элементарных закономерностей образования тропы и их использование людьми), направление и характер следов человека; троп, просек, следы гужевого и автомобильного транспорта; с целью определения местонахождения ближайших населенных пунктов.
3. Возраст и состояние древостоя, подрост, подлесок сравнительные возможности для организации укрытия, приготовления пищи, с целью возможности установки обеспечения безопасности туристского лагеря на данном участке леса и т.п.
4. Возраст и состояние травостоя, грибы, ягоды, съедобные дикорастущие растения, сравнительные возможности для организации укрытия, возможность прогноза погоды, приготовления пищи, с целью возможности безопасной установки туристского лагеря на данном участке леса и т.п.
5. Земноводные и пресмыкающиеся, способы предотвращение укусов, возможность прогноза погоды, возможность использования в пищу.
6. Рыба в водоемах (виды рыб, возможность промысла, правила ловли, снасти).
7. Животные в природе и следы их жизнедеятельности как элемента биогеоценоза, предотвращение нежелательных контактов, возможность промыслов.
8. Горные породы, виды их залегании, типы почвы, грунта (валуны, галька, гравий, песок, глина, ил), их связь с характером растительности и сельскохозяйственных посевов, влияние на безопасность переходов и устройство стоянок.
9. Действия в условиях похода ночью (установка лагеря, организация привала, ориентирование по звездам и Луне).
10. Определение температуры воды и воздуха, силы ветра, типов облаков, знание местных признаков состояния погоды с целью метеорологического прогноза.
11. Гидрологические элементы местности и их влияние на безопасность переходов и стоянок; строение речной долины, типы болот; определение скорости течения и глубины реки для выбора безопасных мест забора воды, переправы вброд.
12. Возможные источники питьевой воды, использование родников, колодцев; способы проверки качества воды и ее очистки в условиях похода.
13. Основные типы строений в сельской местности (жилой дом, садовый дом, усадьба, ферма, храмовое сооружение, санаторий, транспортный узел, магазин, почта и т.п.); определение формы собственности сельскохозяйственных и лесных угодий, выделенных территорий и участков для возможности получения информации или помощи, с целью безопасного проведения похода.
14. Виды транспорта, транспортные узлы, основные типы транспортных магистралей (шоссе, железные дороги, трубопроводы, каналы и т.п.); поведение на транспорте, около магистралей с целью безопасного проведения похода.
15. Определение характера сельскохозяйственных посевов, правила и возможности их преодоления.
16. Местные названия географических объектов (поселки, реки и т.п.), форма и стиль общения с местными жителями разного возраста, профессий с целью получения информации для безопасного проведения похода.
17. Определение мест, потенциально интересных для археологических, этнографических и др. исследований, элементарная классификация изделий народных промыслов, составление справки о находках в заинтересованные организации с целью получения информации о экскурсионно-краеведческом объекте.
18. Определение мест, потенциально опасных для стоянок (нарушение экологии, проведение сельхозработ, агрессивное поведение местных жителей и т.п.), поведение в местах бывших боев, при обнаружении боеприпасов, неопределяемых функционально предметов или свертков.

Некоторая новизна такой формы организаторам и участникам Первенства г. Москвы по туризму среди школьников позволила определить более чем 40 тем уроков на местности по отработке краеведческих навыков в зависимости от возраста и подготовки участников, а также сложности похода.

Темы уроков:

1. Способы определение расстояний на местности (ширина реки, удаленные объекты) в условиях похода.
2. Способы определение расстояний на местности (высота дерева, крутизна склона) в условиях похода.
3. Реальные и достоверные способы ориентирования по местным признакам в условиях похода.
4. Следы жизнедеятельности животных как характеристика границ ареала и численности видов в конкретном природно-территориальном комплексе.
5. Тропа, как элемент природы; изучение элементарных закономерностей образования тропы и их использование людьми.
6. Определение направления и характера следов человека; определение местонахождения ближайших населенных пунктов по тропам, просекам.
7. Следы гужевого и автомобильного транспорта; направление направления его движения с целью определения местонахождения ближайших населенных пунктов.
8. Виды деревьев, распространенных в данной местности, их использование для организации укрытия в походе, в качестве дров для приготовления пищи и т.п.
9. Местные кустарники (подлесок), их использование для организации укрытия, приготовления пищи и т.п.
10. Определение возраста и состояния деревьев с целью обеспечения безопасности туристского лагеря на данном участке леса, признаки больных деревьев.
11. Ярусность леса, стадии вегетации деревьев (подрост, подлесок), что растет под пологом леса (на опушке); определение возможности установки туристского лагеря на данном участке леса.
12. Основные местные виды травянистых растений, их сравнительные возможности для организации укрытия, приготовления пищи и т.п.
13. Наиболее часто встречающиеся в данной местности видов грибов, их особенности и возможность использования в пищу.
14. Местные дикорастущие ягоды, их свойства и возможность использования в пищу.
15. Кровососущие насекомые, способы предотвращения укусов, безопасное использование репеллентов, правила организация бивака.
16. Местные насекомые, по которым можно предсказывать изменения погоды, их использование для рыбной ловли, приготовления пищи; способы предотвращение укусов, безопасное использование репеллентов, правила организация бивака.
17. Местные земноводные и пресмыкающиеся, их использование для рыбной ловли или других способов добывания пищи, меры предосторожности при организации бивака, предсказания погоды.
18. Ловля рыбы в местных водоемах (виды рыб, правила ловли, снасти).
19. Определение съедобных дикорастущих растений в условиях похода.
20. Определение основных горных пород в их естественном залегании, их влияние на безопасность переходов и стоянок.
21. Определение основных типов грунтов (валуны, галька, гравий, песок, глина, ил), их влияние на безопасность переходов и стоянок.
22. Определение направления по звездам и Луне.
23. Действия в условиях похода ночью (ориентирование, установка лагеря, организация привала), обеспечение безопасности переходов и стоянок.
24. Определение скорости течения и глубины реки для выбора безопасных мест забора воды, переправы вброд и т.п.
25. Возможные источники питьевой воды в условиях похода (река, пруд, болото и т.п.), способы проверки качества и очистки воды.
26. Использование родников, колодцев, водопроводных колонок, способы проверки качества и очистки воды.
27. Признаки разных типов болот, обеспечение безопасности переходов и стоянок вблизи болот.
28. Характеристики речной долины, обеспечение безопасности переходов и стоянок в речных долинах.
29. Определение основных типов строений в сельской местности (сельский дом, садовый дом, усадьба, животноводческая ферма, храм, мастерская, фабрика, санаторий и п/лагерь, транспортный узел, административное здание, школа, торговая точка, почта и т.п.) для получения информации или помощи с целью безопасного проведения похода,.
30. Основные типы транспортных магистралей в данной местности (шоссе, железная дорога, трубопроводы, каналы и т.п. ), способы их преодоления с целью безопасного проведения похода,.
31. Определение характера сельскохозяйственных посевов (зерновые, овощные, кормовые культуры), их вегетативный период, возможности их преодоления.
32. Определение типа и структуры основных почв данной местности; влияние почв на характер растительности, сельскохозяйственных посевов.
33. Основные формы собственности сельскохозяйственных и лесных угодий, выделенных территорий и участков; возможности получения информации или помощи с целью безопасного проведения похода.
34. Инструментальное определение температуры воды и воздуха, силы ветра, определение типа облаков, характера осадков, анализ местных признаков с целью метеорологического прогноза в туристском походе.
35. Признаки состояния погоды и их использования для метеорологического прогноза в туристском походе.
36. Местные названия географических объектов (рек, болот, урочищ и т.п.), способы получения информации о них для безопасного проведения похода.
37. Определение изделий ручной работы (местных народных промыслов) с целью получения информации о экскурсионно-краеведческом объекте.
38. Стиль общения с местным населением, обращение к людям разного возраста, профессии для получения необходимой информации.
39. Определение мест, потенциально интересные для археологических исследований, элементарная классификация находок, составление справки о них в заинтересованные организации.
40. Определение качества и пригодности в пищу продуктов, приобретаемых у местных жителей, на фермах, в торговых точках и т.п. во время похода.
41. Определение мест, потенциально опасных для стоянок (нарушение экологии, близость сельскохозяйственных работ, производства, агрессивное поведение местных жителей и т.п.); правила поведения вблизи мест, представляющих опасность.
42. Поведение вблизи военных объектов, в местах боев, в случае обнаружения боеприпасов, неопределяемых функционально предметов или свертков.
43. Определение потенциальной опасности для жизни на транспорте, при захватах террористами, при задержании милицией и т.п.; правила поведения в экстремальных ситуациях.

 

 


Содержание