3.1. урок на местности (обучение краеведческим навыкам);
3.2. обучение краеведческим навыкам
3.3. темы уроков
3.4.
уроки на местности по школьным предметам (опыт 654 школы)
Мы предлагаем в
спортивных туристских походах в зависимости от его сложности, возраста и
подготовки участников следующие формы краеведческих исследований:
1. урок на местности (обучение краеведческим навыкам);
2. техническое описание маршрута;
3. краеведческое исследование (пополнение базы данных о районе путешествия).
Каждая из этих форм может стать полноценной краеведческой составляющей
спортивного туристского похода, но наиболее эффективно их сочетание. Например, в
водном походе по р.Москве (рук. Сафронова М.Ю., июнь 1999 г.) группа научилась
проверять и очищать питьевую воду (урок на местности), составила «Отчет о
походе» (техническое описание) и собрала сведения о наличии источников питьевой
воды на маршруте (краеведческое исследование).
Эти формы позволяют увязать содержание краеведческих знаний с содержанием
типового базисного плана и ступенями обучения в школе, и активного использовать
их в образовательных программах дошкольного (семейного), начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего, в том числе и специального
(коррекционного) обучения, в профессиональном и дополнительном образовании.
В ходе подготовки к
спортивному походу, на тренировочных выходах, а также во время самого
путешествия можно провести обучение детей конкретным краеведческим
исследовательским навыкам.
Оптимальной формой такого обучения могут быть уроки на местности. В ходе
проведения Первенства Москвы по туризму среди школьников командам был предложен
«Свод краеведческих исследовательских навыков, необходимых в путешествии,
экскурсии, экспедиции», в соответствии с которым во время зачетного похода уроки
на местности были проведены и представлены на поляне слета.
Свод краеведческих исследовательских навыков, необходимых в путешествии, экскурсии, экспедиции:
1. Определение расстояний, высоты, угла склона и т.п. на местности, реальные
способы ориентирования по местным признакам.
2. Тропа как элемент природы; (изучение элементарных закономерностей образования
тропы и их использование людьми), направление и характер следов человека; троп,
просек, следы гужевого и автомобильного транспорта; с целью определения
местонахождения ближайших населенных пунктов.
3. Возраст и состояние древостоя, подрост, подлесок сравнительные возможности
для организации укрытия, приготовления пищи, с целью возможности установки
обеспечения безопасности туристского лагеря на данном участке леса и т.п.
4. Возраст и состояние травостоя, грибы, ягоды, съедобные дикорастущие растения,
сравнительные возможности для организации укрытия, возможность прогноза погоды,
приготовления пищи, с целью возможности безопасной установки туристского лагеря
на данном участке леса и т.п.
5. Земноводные и пресмыкающиеся, способы предотвращение укусов, возможность
прогноза погоды, возможность использования в пищу.
6. Рыба в водоемах (виды рыб, возможность промысла, правила ловли, снасти).
7. Животные в природе и следы их жизнедеятельности как элемента биогеоценоза,
предотвращение нежелательных контактов, возможность промыслов.
8. Горные породы, виды их залегании, типы почвы, грунта (валуны, галька, гравий,
песок, глина, ил), их связь с характером растительности и сельскохозяйственных
посевов, влияние на безопасность переходов и устройство стоянок.
9. Действия в условиях похода ночью (установка лагеря, организация привала,
ориентирование по звездам и Луне).
10. Определение температуры воды и воздуха, силы ветра, типов облаков, знание
местных признаков состояния погоды с целью метеорологического прогноза.
11. Гидрологические элементы местности и их влияние на безопасность переходов и
стоянок; строение речной долины, типы болот; определение скорости течения и
глубины реки для выбора безопасных мест забора воды, переправы вброд.
12. Возможные источники питьевой воды, использование родников, колодцев; способы
проверки качества воды и ее очистки в условиях похода.
13. Основные типы строений в сельской местности (жилой дом, садовый дом,
усадьба, ферма, храмовое сооружение, санаторий, транспортный узел, магазин,
почта и т.п.); определение формы собственности сельскохозяйственных и лесных
угодий, выделенных территорий и участков для возможности получения информации
или помощи, с целью безопасного проведения похода.
14. Виды транспорта, транспортные узлы, основные типы транспортных магистралей
(шоссе, железные дороги, трубопроводы, каналы и т.п.); поведение на транспорте,
около магистралей с целью безопасного проведения похода.
15. Определение характера сельскохозяйственных посевов, правила и возможности их
преодоления.
16. Местные названия географических объектов (поселки, реки и т.п.), форма и
стиль общения с местными жителями разного возраста, профессий с целью получения
информации для безопасного проведения похода.
17. Определение мест, потенциально интересных для археологических,
этнографических и др. исследований, элементарная классификация изделий народных
промыслов, составление справки о находках в заинтересованные организации с целью
получения информации о экскурсионно-краеведческом объекте.
18. Определение мест, потенциально опасных для стоянок (нарушение экологии,
проведение сельхозработ, агрессивное поведение местных жителей и т.п.),
поведение в местах бывших боев, при обнаружении боеприпасов, неопределяемых
функционально предметов или свертков.
Некоторая новизна такой формы организаторам и участникам Первенства г. Москвы по
туризму среди школьников позволила определить более чем 40 тем уроков на
местности по отработке краеведческих навыков в зависимости от возраста и
подготовки участников, а также сложности похода.
1. Способы
определение расстояний на местности (ширина реки, удаленные объекты) в условиях
похода.
2. Способы определение расстояний на местности (высота дерева, крутизна склона)
в условиях похода.
3. Реальные и достоверные способы ориентирования по местным признакам в условиях
похода.
4. Следы жизнедеятельности животных как характеристика границ ареала и
численности видов в конкретном природно-территориальном комплексе.
5. Тропа, как элемент природы; изучение элементарных закономерностей образования
тропы и их использование людьми.
6. Определение направления и характера следов человека; определение
местонахождения ближайших населенных пунктов по тропам, просекам.
7. Следы гужевого и автомобильного транспорта; направление направления его
движения с целью определения местонахождения ближайших населенных пунктов.
8. Виды деревьев, распространенных в данной местности, их использование для
организации укрытия в походе, в качестве дров для приготовления пищи и т.п.
9. Местные кустарники (подлесок), их использование для организации укрытия,
приготовления пищи и т.п.
10. Определение возраста и состояния деревьев с целью обеспечения безопасности
туристского лагеря на данном участке леса, признаки больных деревьев.
11. Ярусность леса, стадии вегетации деревьев (подрост, подлесок), что растет
под пологом леса (на опушке); определение возможности установки туристского
лагеря на данном участке леса.
12. Основные местные виды травянистых растений, их сравнительные возможности для
организации укрытия, приготовления пищи и т.п.
13. Наиболее часто встречающиеся в данной местности видов грибов, их особенности
и возможность использования в пищу.
14. Местные дикорастущие ягоды, их свойства и возможность использования в пищу.
15. Кровососущие насекомые, способы предотвращения укусов, безопасное
использование репеллентов, правила организация бивака.
16. Местные насекомые, по которым можно предсказывать изменения погоды, их
использование для рыбной ловли, приготовления пищи; способы предотвращение
укусов, безопасное использование репеллентов, правила организация бивака.
17. Местные земноводные и пресмыкающиеся, их использование для рыбной ловли или
других способов добывания пищи, меры предосторожности при организации бивака,
предсказания погоды.
18. Ловля рыбы в местных водоемах (виды рыб, правила ловли, снасти).
19. Определение съедобных дикорастущих растений в условиях похода.
20. Определение основных горных пород в их естественном залегании, их влияние на
безопасность переходов и стоянок.
21. Определение основных типов грунтов (валуны, галька, гравий, песок, глина,
ил), их влияние на безопасность переходов и стоянок.
22. Определение направления по звездам и Луне.
23. Действия в условиях похода ночью (ориентирование, установка лагеря,
организация привала), обеспечение безопасности переходов и стоянок.
24. Определение скорости течения и глубины реки для выбора безопасных мест
забора воды, переправы вброд и т.п.
25. Возможные источники питьевой воды в условиях похода (река, пруд, болото и
т.п.), способы проверки качества и очистки воды.
26. Использование родников, колодцев, водопроводных колонок, способы проверки
качества и очистки воды.
27. Признаки разных типов болот, обеспечение безопасности переходов и стоянок
вблизи болот.
28. Характеристики речной долины, обеспечение безопасности переходов и стоянок в
речных долинах.
29. Определение основных типов строений в сельской местности (сельский дом,
садовый дом, усадьба, животноводческая ферма, храм, мастерская, фабрика,
санаторий и п/лагерь, транспортный узел, административное здание, школа,
торговая точка, почта и т.п.) для получения информации или помощи с целью
безопасного проведения похода,.
30. Основные типы транспортных магистралей в данной местности (шоссе, железная
дорога, трубопроводы, каналы и т.п. ), способы их преодоления с целью
безопасного проведения похода,.
31. Определение характера сельскохозяйственных посевов (зерновые, овощные,
кормовые культуры), их вегетативный период, возможности их преодоления.
32. Определение типа и структуры основных почв данной местности; влияние почв на
характер растительности, сельскохозяйственных посевов.
33. Основные формы собственности сельскохозяйственных и лесных угодий,
выделенных территорий и участков; возможности получения информации или помощи с
целью безопасного проведения похода.
34. Инструментальное определение температуры воды и воздуха, силы ветра,
определение типа облаков, характера осадков, анализ местных признаков с целью
метеорологического прогноза в туристском походе.
35. Признаки состояния погоды и их использования для метеорологического прогноза
в туристском походе.
36. Местные названия географических объектов (рек, болот, урочищ и т.п.),
способы получения информации о них для безопасного проведения похода.
37. Определение изделий ручной работы (местных народных промыслов) с целью
получения информации о экскурсионно-краеведческом объекте.
38. Стиль общения с местным населением, обращение к людям разного возраста,
профессии для получения необходимой информации.
39. Определение мест, потенциально интересные для археологических исследований,
элементарная классификация находок, составление справки о них в заинтересованные
организации.
40. Определение качества и пригодности в пищу продуктов, приобретаемых у местных
жителей, на фермах, в торговых точках и т.п. во время похода.
41. Определение мест, потенциально опасных для стоянок (нарушение экологии,
близость сельскохозяйственных работ, производства, агрессивное поведение местных
жителей и т.п.); правила поведения вблизи мест, представляющих опасность.
42. Поведение вблизи военных объектов, в местах боев, в случае обнаружения
боеприпасов, неопределяемых функционально предметов или свертков.
43. Определение потенциальной опасности для жизни на транспорте, при захватах
террористами, при задержании милицией и т.п.; правила поведения в экстремальных
ситуациях.