Н.А. Костерев,  Ю.С. Самохин

Материалы к сборнику "Туристское краеведение"


Глава 9. Конкурсная программа на туристских слетах как форма обучения туристскому краеведению 


Проект книги “ Конкурсная программа на туристских слетах”


1. Вступление “Роль и место конкурсной программы в туристских соревнованиях” ( какой мы видим должна быть КП) — Самохин, Лишин (туристское краеведение) ЗАДАЧИ конкурсной программы не только в отработке туристских навыков, проверка подготовленности детей к походу, но и решение проблемы досуга на слете, свободного времени. В психолого-педагогическом плане конкурсная программа поможет занять детей, не участвующих в основ-ных видах соревнований (занять и дать возможность проявить себя).
2. Организация самих соревнований, подведение итогов (Костерев) подчеркнуть, что конкурсная программа на первенстве проводится так, чтобы участники могли пройти конкурсы в сводное от туристских соревнований время, т.е. фактически учебные места конкурсов находятся в состоянии готовности в течение светового дня, в ходе 2-х или 3-х дней).
3. Виды конкурсов и их использование, исходя из возраста детей
4. Описание каждого конкурса (условия, методика для детей, методика для судьи, карточка участников, протоколы) — Костерев, Самохин

Возможные конкурсы:
туристские:
группа конкурсов ТОПОГРАФИЯ
1. конкурс "АЗИМУТ - КАРТА"
2. конкурс "АЗИМУТ"
3. конкурс "КАРТА" (могут быть вставлены вопросы на знание типов туристских карт)
4. конкурс "ТОПОЗНАКИ " для топографических и спортивных карт
5. конкурс использования НАВИГАТОРА.
6. конкурс «Определение точки стояние при наличии Плана, или корректировка карты (плана) или найти точку стояния)
7. конкурс "ГЛАЗОМЕРНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ"
8. конкурс "ТУРИСТСКИЕ УЗЛЫ"
 

краеведческие:
9. конкурс КРАЕВЕДОВ
10. конкурс МЕТЕОРОЛОГОВ
11. конкурс ЗНАТОКОВ ТОПОНИМИКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
12. конкурс ЗНАТОКОВ ГЕОГРАФИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
13. конкурс "НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ"
14. конкурс "ВЫЖИВАНИЕ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ"


творческие:
15. конкурс ФОТОГРАФИЙ
16. конкурс ЭКСПРЕСС - ЛИСТКОВ
17. конкурс "ЗНАТОКОВ ТУРИСТСКОЙ ПЕСНИ
18. конкурс ПОВАРОВ


Исследовательские (По следам русских землепроходцев)
19. экологической тропы
20. описание деревни
21. описание архитектурного объекта
22. травостой
23. древостой
24. гидрология
25. охота
26. рыбная ловля
27. костюм
28. просьба об услуге ( у местного жителя – перевозчик на реке)
29. выживание в экстремальных условиях
30. геология
31. археология
32. геоморфология (овражно-балочная сеть)
33. орнитология
34. энтомология
35. игры


Спортивно-технические (прикладные)
36. рем мастер
37. завпит
38. завхоз
39. медик
40. командир
41. установка бивака
42. костер как конкурс
43. установка палатки

 

ВИДЫ КОНКУРСОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, ИСХОДЯ ИЗ ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ


Не каждый навык, необходимый в реальном походе можно отработать или проверить в ходе традиционных туристских соревнований. КТМ и Техника туризма проходят в жестких условиях (гонки на время), результат во многом зависит от времени выполнения, хотя многие навыки, необходимые в походе требуют сосредоточенности и внимания, когда важнее точность выполнения навыка, а не скорость. Примером может служить навыки разжигания костра, определения погоды, состояние реки, склона и т.д. В некоторых случаях реальная практика похода предполагает умение участника разговаривать с местными жителями, знать краеведческие особенности района путешествия, топонимики, народных промыслов и быта, элементов экономической географии и топографии .

Но с другой стороны есть опасность того, что конкурсы могут стать самоцелью, (конкурсы ради конкурсов) и их тематика не будет связана с реальной походной практикой, а будет направлена на конкретные знания по истории, ботанике и т.п. В качестве примера стоит привести вопросы по ботанике, связанные с изучение локальных биоценозов или связанные со съедобными растениями. Понятно, что в реальном походе актуальны знания съедобных растений. Еще пример. Можно знать отдельные факты из истории Великой Отечественной войны, но для туриста важнее изучить факты военной истории, связанные с районом путешествия.

Поэтому на туристских соревнованиях конкурсы должны отвечать следующим требованиям:
- их тематика должна быть туристской (усилить)
а) по содержанию (быть связана с предстоящими походами)
б) по форме (соответствовать бытовым походным условиям )
- помочь педагогу оптимально организовать работу группы на соревнованиях (простои между видами, досуг, творчество)
- помочь педагогу решить педагогические задачи по вовлечению в участников в совместную деятельность группы (работа на сплочение группы, умение действовать в команде и т.п.
- конкурсы должны быть развивающими, реально способствовать приобретению конкретных знаний и навыков
- конкурсы должны проводиться соответственно возрасту участников, то есть должны быть посильны и занимательны
- должен присутствовать элемент состязательности;
- корректно отсуживаться и занимать адекватное место в комплексном зачете соревнований

Исходя из вышеизложенного мы предлагаем рассмотреть три группы конкурсов:
   - туристские
   - краеведческие
   - творческие:
Туристские конкурсы предполагают отработку в основном туристских навыков, требующих от участника автоматизма выполнения, либо такие навыки, которые невозможно проверить в ходе соревнований по туристскому многоборью. Практика проведения Первенства г. Москвы по туризму среди учащихся позволила отработать следующие туристские конкурсы:
1. конкурс "АЗИМУТ - КАРТА" использовать учебную карту как иллюстрацию
2. конкурс "АЗИМУТ"
3. конкурс "КАРТА"
4. конкурс "ТУРИСТСКИЕ УЗЛЫ"
5. конкурс УСТАНОВКА ПАЛАТКИ ПОД ДОЖДЕМ
6. конкурс МЕДИКА (схема носилок и оказание первой помощи)
7. конкурс РЕММАСТЕРА (картинка набора и вариантов швов)
8. конкурс ЗАВХОЗ ПО ПИТАНИЮ
9. конкурс ЗАВХОЗ ПО СНАРЯЖЕНИЮ

Краеведческие конкурсы предполагают отработку в основном элементарных исследовательских навыков и применение конкретных краеведческих знаний в походе. Краеведческие конкурсы, в силу специфики туристских соревнований, могут проводиться как тематические викторины, так и в форме практического выполнения каких либо заданий. Практика проведения Первенства г. Москвы по туризму среди учащихся позволила отработать следующие краеведческие конкурсы:

краеведческие:
1. конкурс КРАЕВЕДОВ
2. конкурс "ГЛАЗОМЕРНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ"
3. конкурс МЕТЕОРОЛОГОВ
4. конкурс ЗНАТОКОВ ТОПОНИМИКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
5. конкурс ЗНАТОКОВ ГЕОГРАФИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
6. конкурс "НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ"
7. конкурс "ВЫЖИВАНИЕ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ"
8. конкурс "ОЧИСТКА ВОДЫ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ"

Творческие конкурсы связаны с досугом, по определению досугом в туристском походе. Главной их особенностью является трудность в судействе и в составлении условий для участников. Поэтому творческие конкурсы предполагают экспертную оценку качества выполнения задания. В творческих конкурсах как правило нельзя корректно разделить руководителя и участников соревнований, поэтому в творческие конкурсы допускается вся команда. Следует указать, что проведение творческих конкурсов не следует объединять по времени в организацией вечернего досуга на поляне слета. Например, проведение конкурса песни во время общего костра, не может показать место песни в жизни группы. Если в конкурсе песни лучшим оказывается участник, умеющий петь, то в конкурсе знатоков песен лучшей оказывается группа, в жизни которой песня является частью походного быта. Иными словами у организаторов досуга и творческого конкурса разные цели. ( аналогично - в конкурсе поваров главным является не умение предъявить фантастическое блюдо, а показать реальные навыки походных поваров в приготовлении традиционных походных блюд)

1. конкурс ФОТОГРАФИЙ
2. конкурс ЭКСПРЕСС - ЛИСТКОВ
3. конкурс "ЗНАТОКОВ ТУРИСТСКОЙ ПЕСНИ”
4. конкурс ПОВАРОВ

 

 

 


Содержание