Глава 9. Конкурсная программа на туристских слетах как форма обучения туристскому
краеведению
Туристские конкурсы
9.1.1. Конкурс "Азимут - карта"
ОБОСНОВАНИЕ КОНКУРСА
Смысл навыка работы с картой для туриста и современного человека (общая часть)
В конкурсе проверяется умение измерять азимуты и расстояния по топографической
карте, знание масштаба, определение масштаба карты по координатной сетке,
перехода от истинного к магнитному азимуту (география 6 и 8 класс).
Как вариант усложнения конкурса может быть задание самостоятельно определить
масштаб карты по координатной сетке, имеющимся на карте признакам или по карте
этой же местности другого известного масштаба. В этом случае обозначение
масштаба на карте закрывается от участников.
Варианты:
1. конкурс "АЗИМУТ - КАРТА"
2. конкурс "АЗИМУТ"
3. конкурс "КАРТА" (могут быть вставлены вопросы на знание типов туристских
карт)
4. конкурс "ТОПОЗНАКИ " для топографических и спортивных карт
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ (включая возраст детей и сложность похода)
Два варианта конкурса:
-
базовый вариант (группа "Б, В")
- усложненный вариант (группа "А")
Описание условий проведения конкурса приводится для варианта со свободным для
команд графиком участия в конкурсе.
1 вариант:
Участвуют 2 человека от команды. Участники должны по топографической карте
транспортиром или жидкостным компасом определить 4 магнитных азимута и 4
расстояния между ориентирами. Участники должны иметь ручку или карандаш,
транспортир или компас. Контрольное время — 10 минут.
2 вариант (усложненный):
Участвуют 2 человека от команды. Участники должны по топографической карте, на которой отсутствует именованное, численное и линейное указание на масштаб,
транспортиром или жидкостным компасом определить 4 магнитных азимута и 4
расстояния между ориентирами, используя для определения масштаба километровую
сетку или другие косвенные признаки (см. методический материал к конкурсу).
Масштаб карты может быть определен по имеющимся на карте признакам или по карте
этой же местности другого известного масштаба. Участники должны иметь ручку или
карандаш, транспортир или компас. Контрольное время - 10 минут.
Оценки:
За каждое выполненное задание присуждаются баллы:
- при ошибке менее 2 градусов или в расстоянии менее 5% — по 2,5 балла;
- при ошибке от 2 до 4 градусов или в расстоянии от 5% до 10% — по 2 баллу;
- при ошибке от 4 до 6 баллов или в расстоянии от 10% до 20% — по 1 баллу;
- при ошибке более 6 градусов или в расстоянии более 20% — по 0 баллу.
Подсчет баллов, полученных командой, удобно проводить по специальной программе в
excel, вычисляющей % и баллы на каждом отрезке.
Всего на этом конкурсе команда может заработать до 20 баллов
СНАРЯЖЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ
Для выполнения Задания используется учебная топографическая карта
(см. рис. 1),
на которой обозначены 4 точки (А, Б, В, Г). Точки выбираются на точечных
ориентирах (перекрестки дорог, устья ручьев, триангуляционные пункты и т.п.).
Расстояния между точками должны быть не более длины линейки компаса (менее 10
см). На учебной карте сохраняется часть зарамочного оформления с информацией о
магнитном склонении.
Таких заданий необходимо иметь не менее 2-х вариантов, каждый вариант по 2
экземпляра.
Свои ответы участники записывают в карточке (таблица 1).
Судья заранее должен иметь эталонные азимуты и расстояния между всеми 4 точками,
рассчитать диапазон возможных ошибок и штрафы за них (таблица 2).
Итоговые результаты судьей конкурса сводятся в протокол (таблица 3).
Желательно иметь резервные ручки и карандаши для участников.
Могут быть использованы планшеты, при наличии - стол и стулья для участников и
судьи.
ОСОБЕННОСТИ СУДЕЙСТВА И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
На команду дается одно задание, которое выполняют вместе оба участника, помогая
друг другу.
Для вычислений участники могут использовать как калькулятор (сотовый телефон),
так и оборотную сторону карточки.
При подведении итогов учитывается цена деления жидкостного компаса, поэтому
первые 2 градуса не штрафуются.
Конкурсная программа на первенстве проводится так, чтобы участники могли пройти конкурсы в сводное от туристских соревнований время, т.е. фактически учебные места конкурсов находятся в состоянии готовности в течение светового дня, в ходе 2-х или 3-х дней).
Возможен вариант Озерова А.Г. в Башкирии.
ОБРАЗЦЫ ПРОТОКОЛОВ
Таблица 1. Карточка участников.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
Для выполнения этого задания надо:
1. Измерить магнитный азимут по карте. Для этого :
1.1. Сначала измерить угол между километровой сеткой и заданным направлением между точками А и Б. Приложить компас на карту так, чтобы продольная кромка основания соединила точку отсчета (точка А) и точку визирования (точка Б). Вращением капсулы компаса установить красные линии капсулы параллельно линиям километровой сетки и установочные отметки в направлении севера карты. Белый штрих около лупы укажет значение угла азимута. (рис. 2. Компас с капсулой и лупой, определение азимута).
1.2. Тем самым Вы измерили угол между километровой сеткой и заданным направлением. Картографы называют этот угол — дирекционным углом. А для движения на местности нужно знать магнитный азимут, т.е. угол между магнитной стрелкой компаса и заданным направлением. Что бы его вычислить, нужно из дирекционного угла вычесть поправку. Размер поправки указан в левом нижнем углу зарамочного оформления топографической карты, для Подмосковья поправка равна +8 градусов.
1.3. Пример: по карте измерили дирекционный угол = 124 градуса, значит магнитный азимут
равен 124 - 8 = 116 градусов .
2. Измерить расстояния по карте. Для этого:
2.1. Измерить линейкой жидкостного компаса расстояние в мм между заданными точками
А и Б.
2.2. Зная масштаб карты, определить скольким метрам на местности соответствуют 1
мм на карте.
2.3. Умножая измеренное расстояние по карте на масштаб, вы получите
значение расстояния на местности.
3. Определить масштаб карты.
3.1. Километровая сетка проведена на карте через определенное число километров. Их
значения написаны на рамке карты. Определяем разницу в километрах между линиями
сетки и расстояние в сантиметрах между этими линиями. Разделив их, определяем масштаб
карты.
3.2. Можно также определить масштаб по карте этой же местности другого известного масштаба. Для этого определить расстояние на карте известного масштаба между двумя ориентирами (например, 3 км), затем измерить расстояние в см. между этими же ориентирами по карте неизвестного масштаба (например, 6 см). Разделив их, получим масштаб карты (например, 3 км / 6 см = 500 м в 1 см).
На учебной топографической карте приведен пример измерения магнитных азимутов.
ОБРАЗЦЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
ИЛЛЮСТРАЦИИ